Урок математики в 3-м классе "Единица площади. Квадратный сантиметр"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1) познакомить учащихся с единицей площади – квадратным сантиметром; дать представление о квадратном сантиметре;

2) продолжать закреплять навыки решения задач и примеров.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки,
  • геометрические фигуры для практической работы,
  • наглядный материал (модель кв.см., магнитики, картина с изображением лошади, лист цветной бумаги),
  • абаки,
  • мяч,
  • пословица.

Оформление доски

 

3•1+27=

4•8+27:3=

100-6•5=

Дата

Классная работа

Тема

 

6•2:3+26=

32: (16:2)=

90- (6•0)=

Ход урока

I. Устный счёт.

a) индивидуальная работа по карточкам (4 чел.);

б) работа у доски:

  • вспомни порядок действий
  • расскажи правило умножения числа на единицу
  • какое действие выполняем первым
  • расскажите правило умножения числа на 0;

в) фронтальная работа

1) счёт цепочкой (абаки, мяч)

21:7•5+5:4+6= (Кидаем мяч и определяем по порядку действия)

2) 42:6•3-11•2=

3) каким действием решаются задачи?

  • до обеда взяли из корзины 43 яблока, после обеда – 29. Сколько было яблок? (Сложение)
  • у Коли 72 марки в коллекции, у его друга в 9 раз меньше. Сколько марок у Колиного друга? (Деление)
  • лошадь живёт 40 лет, а ястреб на 60 лет больше. Сколько живёт ястреб? (Сложение)

II. Работа над новым материалом.

1) Сообщение новой темы.

- Сегодня на уроке будем изучать новую тему.

У меня в руках фигура. Назовите её. (Прямоугольник.)

Если я сложу все его стороны, что я узнаю? (Периметр.)

А как называется пространство, ограниченное рамкой? (Площадь.)

Макет

……………………….

.

.

.

………………………… ………………………..
.

.

.

.

   
.

.

.

.

         
.

.

.

.

         

- Ребята, эту площадь мы можем вычислить.

- Найдите площадь этой фигуры. Сколько клеток?

- А теперь найдите площадь этой же фигуры.

- Ничего не понимаю. Фигура одна, ответы разные. Почему? (Потому что квадраты разной величины.)

- Вот поэтому математики договорились измерять площади разными квадратными единицами. И сегодня мы будем знакомиться с одной из квадратных единиц. Прочитайте, как называется тема сегодняшнего урока? С какой квадратной единицей будем знакомиться?

- Посмотрите, что это за фигура начерчена на доске? (Квадрат.)

- Чему равна сторона этого квадрата? (1 см.)

- Какое свойство квадрата вы знаете? (Все стороны равны.)

- А теперь, глядя на изображение, сформулируйте правило.

2) Знакомство с новой единицей измерения.

КВ. СМ. – это площадь квадрата со стороной 1см.

- Кв. см. при числах сокращённо записывают так: 1 кв.см.

3) Работа в тетрадях.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Начертите в тетради квадратный сантиметр, снизу подпишите: 1 кв.см.

4) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.70.

- Давайте прочитаем вводную статью.

III. Практическая работа.

  • 1 вариант – измерение площади зелёной фигуры (8 кв.см)
  • 2 вариант – площадь красной фигуры (7 кв.см)

IV. Практическая работа.

- На столах лежат фигуры. С помощью модели квадратного сантиметра измерьте площадь краской фигуры (8см) и синей (9см)

Физминутка.

V. Работа над пройденным материалом.

- Из слов, записанных на доске, составьте пословицу и прочитайте её. Как вы понимаете смысл? (Повторение – мать учения.)

- Чем мы будем заниматься на этом этапе урока? (Повторять.)

- Сейчас вы узнаете, о ком пойдет речь в задаче.

- Отгадайте загадку.

Я грациозна и красива,
И людьми давно любима,
И вспахать я помогу,
И до рынка отвезу
(Лошадь.)

(Учитель показывает картинку с изображением лошади.)

- Лучшие в мире верховые лошади, ценящиеся очень дорого, обитают в Персии. Движения этих лошадей легки. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Большого роста, элегантны.

Сохранились свидетельства о привязанности таких лошадей к своим хозяевам. Отдалённым потомком знаменитых персидских лошадей была кобыла Лизетта, принадлежавшая Петру I. О ней рассказывали легенды: будто бы она, не видя Петра несколько часов, вырывалась из конюшни, невзирая на замки и стражу, и бегала по лагерю, разыскивая царственного хозяина, никому не даваясь в руки. Только сам Пётр мог увести её в конюшню. Верой и правдой служила она царю. Теперь её чучело хранится в одном из музеев Санкт-Петербурга.

А ещё один интересный факт о лошадях вы узнаете, прочитав задачу № 4 (с.70)

- Что ещё интересного узнали? (Сколько лошадь съедает овса.)

- Что известно?

- Что нужно узнать?

- Сразу можем ответить на главный вопрос?

- Значит, задача какая? (На приведение к единице.)

- Для того, чтобы узнать, сколько лошадь съедает за 6 дней, что нам нужно знать? (Сколько съедает за 1 день.)

- Что нужно знать для того, чтобы узнать, сколько она съедает за 1 день? (Сколько всего килограммов и всего дней.)

- Посмотрите внимательно, есть ли у нас в условии такие данные?

- Составляем план решения.

1) /

2)• Выражение 32:4•6=48 кг.

Решение. Проверка по эталону.

VI. Самостоятельная работа. (№ 2,3 – с.70)

1 вариант №2 (72-40):4=8 (56-40):4=4 (48-40):4=2 (64-40):4=6

2 вариант №3 (12:4)•7=21 16:4•7=28 20:4•7=35 24:4•7=42

Работа в парах. Взаимопроверка.

VII. Итог.

- Кому понравился урок?

- Я вами очень довольна.

- Ребята, напомните, какую задачу мы ставили в начале урока? Выяснить что? Так что же мы называем кв.см.?

Домашнее задание.

С.70 №5 п.т. 122(№1), №124.