Разработка урока "Внимание. Свойства внимания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия: изучить свойства внимания.

Задачи:

  • дать определение понятия "внимание";
  • описать свойства внимания;
  • с помощью упражнений и вопросов закрепить полученные на занятии знания.

Время проведения занятия: 40 минут.

Ход занятия

1. Определение понятия "внимание".

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность деятельности на каком либо объекте восприятия.

Внимание, так же как и восприятие, может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем времени, тогда, как произвольное внимание может быть обращено, как в прошлое, так и в будущее. Например, мы пытаемся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собеседником, которого мы невнимательно слушали. Другой пример обращения внимания в прошлое - попытка извлечь определенную информацию из долговременной памяти. Если человек ждет появления определенного сигнала события, на которое он должен отреагировать, то это пример внимания, направленного в будущее. Такое внимание демонстрирует человек, встречая кого-либо на перроне вокзала.

2. Свойства внимания.

Внимание характеризуется определенными свойствами.

1. Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание.

2. Концентрация внимания - интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Концентрация обеспечивает углубленное изучение предмета. При концентрации внимания происходит сужение объема внимания, но то, что попадает при этом в поле зрения человека, представляется ему подробно, отчетливо, ярко.

3. Переключение - перенос внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное переключение внимания - защитный механизм от переутомления.

Обратной стороной высокой степени концентрации внимания и плохой его переключаемости является рассеянность.

4. Устойчивость - общая направленность внимания в процессе деятельности. Максимальная устойчивость внимания взрослого человека без переключений составляет не более 2-3 минут. В тех случаях, когда колебания внимания имеют место, но человек тем не менее, постоянно возвращается к одному и тому же обьекту, устойчивость может измеряться часами. Например, оператор, наблюдающий за приборами как раз должен обладать хорошей устойчивостью внимания.

5. Распределение - возможность концентрировать внимание не на одном, а на нескольких различных предметах или явлениях. Это свойство позволяет школьникам выполнять самостоятельную работу и одновременно слушать ответ у доски своего одноклассника, а учителю - объяснять новую тему, писать на доске и следить за классом.

6. Избирательность - способность выделить из ряда объектов заданный. Человек обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам. Избирательность внимания позволяет концентрироваться на нужных предметах или явлениях для более подробного изучения.

3. Упражнения для закрепления.

После выполнения каждого упражнения целесообразно спросить у обучающихся: какие свойства внимания помогли вам справиться с этим заданием? в каких ситуациях от вас требуется проявление этих свойств?

Можно сделать небольшое пояснение: различные свойства внимания в значительной степени не зависимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

Упражнение 1.

(Распределение внимания)

Предложить написать по 10 несложных примеров, поменяться примерами с соседом, и одновременно решать их и рассказывать вслух хорошо знакомое стихотворение. Такое упражнение целесообразно проводить в небольшой группе. Для целого класса можно читать сложный текст. Решая примеры, пусть дети постараются запомнить как можно больше информации из текста.

Упражнение 2.

(Избирательность внимания)

На большом листе нарисованы различные разноцветные геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники). Можно предложить детям сосчитать на рисунке все синие квадраты, а затем красные треугольники и т.п.

Упражнение 3 "Шифровка".

(Концентрация внимания, устойчивость, избирательность).

На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ученики должны просмотреть внимательно каждую строчку и попытаться обнаружить среди случайных букв слова. Если прочитать эти слова по порядку, то получится предложение. Предложения не содержат частиц и предлогов. На карточке напечатаны три аналогичных задания, значит нужно "расшифровать" три предложения. Важно начинать выполнение задания одновременно, что бы можно было сравнить результаты.

Материал к упражнению:

  • тарвокплацшкнарииолраркнмподаривокшаыддаоегкепраосебеалпотьмечтупвпустьаприитльональдлнаполнитпокьйясмысломввголрукетвоюдлшщежизньл
  • жлдбюкрпанимтьсвжитьукамугшуккэхщораекунужнотимшнерхавысчястранствуяй
  • болвыаепимсболезньваыденкулюбвилдзхъжйцукмслашеыаглгрпмакнеизлечимауц

Ответы:

1. Подари себе мечту, пусть она наполнит смыслом твою жизнь.

2. Жить нужно странствуя.

3. Болезнь любви неизлечима.

Упражнение 4 "Кто где"

(Объем внимания, его распределение).

Двое учащихся выходят к доске, пару секунд смотрят на класс, а потом, не подглядывая, рисуют на доске "схему класса", отмечая, кто где сидел.

Упражнение 5 "Сложи числа"

(Объем внимания, распределение).

Попросить школьников сложить числа и предъявить им на 2-3 секунды таблицу с числами, записанными в разных геометрических фигурах. В каких фигурах были цифры?

4. Вопросы для закрепления.

Является ли внимание познавательным процессом?

Какие свойства внимания вам известны?

Для каких профессий, какие свойства внимания особенно важны?

Список литературы.

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Основы общей психологии. - М., 1994. - 576 с.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1995.-529 с.
  3. Я познаю мир: психология: Дет. Энцикл./Е.В.Селезнева. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. - 425 с.