Особенности дошкольной подготовки детей с трудностями в обучении

Разделы: Работа с дошкольниками


Седьмой год жизни - важный период развития дошкольников. В его деятельности появляется произвольность психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью.

Произвольность психических процессов имеет решающее значение для успешного школьного обучения, так как предполагает наличие у ребенка умения подчинить свои действия новой цели и требованиям учителя. Трудность в принятии и удержании целей и требований в том, что не все учебное содержание, даже при самой удачной методике, захватывающе интересно для каждого ребенка.

Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат - основные параметры произвольности психических процессов. Для формирования этих умений необходимы специальные упражнения.

Однако сами по себе эти упражнения столь же скучны и монотонны, как и ситуации, требующие произвольности внимания. Они должны быть мотивированы, то есть стать значимыми для ребенка. Наиболее эффективной мотивацией выполнения подобных упражнений является включение их в широкий игровой контекст, что позволяет придавать им любой смысл. Принципиально важным побудительным моментом является также включение таких заданий в контекст общения и их совместное выполнение. Общая работа дополнительно побуждает детей к тщательному выполнению. Она в той или иной мере порождает действия контроля своей или чужой работы. Она позволяет детям также приобрести опыт продуктивного сотрудничества со сверстниками, существенно отличающийся от совместной игры, т.е. предоставляет возможность для выполнения самых разнообразных действий, что расширяет поле взаимодействие детей и имеет общий результат - плод совместных усилий. Дети получают опыт совершенно новых переживаний - переживаний от общего результата, успеха.

В результате деятельность по формированию произвольности психических процессов выходит далеко за рамки этих задач. Необходим комплексный подход к их решению.

В начале учебного года в нашей группе было выявлено 22% детей со сниженной произвольностью внимания, памяти, восприятия. Для них мы организовали занятия в "Школе умных гномов". Основная цель этих занятий - способствовать оптимальному развитию психических процессов ребенка как основы его познавательного развития через использование дидактических игр и игровых заданий. Основной мотив - научить чему-то гномов по их просьбе, помочь выполнить задание, объяснить правила и ход какой-то игры. Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности постепенно возрастает.

Содержание наших встреч с гномами зависит от программных задач. Дети заинтересованы в том, чтобы справиться с поставленными задачами, ведь они помогают друзьям-гномам. В самом деле, вычеркивать все кружки на странице, заполненной мелкими изображениями геометрических фигур, занятие бессмысленное и скучное. Другое дело, если это необходимо для составления плана похода гномов в лес (игра "Одинаковые планы"). Любимые игры детей: "Как это было" - игра на развитие умения принимать установку на запоминание с последующим самостоятельным воспроизведением; игра "Поиск девятого", побуждающая к анализу, синтезу, сравнению изображений; игра "Веселые клеточки", развивающая внимание, умение ориентироватьтся в пространстве; игры на развитие зрительной памяти - "Нарисуй по памяти", "Расставь точки" и многие другие.

Осуществляя комплексный подход в работе с детьми с трудностями в обучении, на занятиях в ""Школе умных гномов" мы проводили кинезиологическую гимнастику. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Занятия проходили 2 раза в месяц: с октября по апрель. Дети работали в парах, что также способствовало развитию умения взаимодействовать и формированию партнерских отношений.

В конце проведённого цикла занятий уменьшилось количество детей со сниженной произвольностью (до 5%). Хочется отметить, что наши дети стали внимательными, собранными, повысили способность сосредотачиваться, действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать свой результат. Это даёт нам основания надеяться на то, что наши выпускники будут уверенно чувствовать себя в школе, найдут взаимопонимание со своими одноклассниками, с учителем, им будет легко установить партнёрские отношения. И самое главное, что учёба будет приносить им удовлетворение, они будут стремиться к новым знаниям и умениям.

Таким образом, реализация комплексного подхода в работе с детьми со сниженной произвольностью помогла и помогает эффективнее решать задачи предшкольной подготовки старших дошкольников.

Программное содержание:

  • Развивать у детей произвольность психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
  • Формировать умение действовать не отвлекаясь, следовать инструкции, сопоставлять полученный результат с поставленной задачей.
  • Закрепить умение образовывать сложные слова, обозначающие несколько цветов.
  • Развивать умение самостоятельно применять кинезиологические упражнения, синхронизирующие работу полушарий, улучшающие память и внимание, повышающие умственную активность и стрессоустойчивость.
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Словарь: красно-желто-зеленый, сине-желто-красный, желто-зелено-оранжевый

Материал:

Игрушки-гномы, домики для гномов, ключи-коды к домикам, силуэты елок с украшениями, варежки, хлопушки, фломастеры.

Ход занятия

Раздается звон колокольчиков. Гномы здороваются с детьми.

- Здравствуйте, дорогие гномы, какие вы сегодня нарядные! Наши дети приготовили для вас подарки-хлопушки.

Дети показывают хлопушки.

- Сережа, как ты думаешь, кому из гномов понравится твой подарок?

(Хлопушки разноцветные, цвет соответствует цвету костюмов гномов).

- Я думаю, что мой подарок понравится гному Весельчаку, потому что цвет у нее : . Он такой же, как и цвет костюма гнома.

(Дети вручают подарки остальным гномам).

- Гномы тоже пришли с подарком (большая хлопушка).

- Интересно, что в ней? (ключи от домиков).

- Гномы приглашают вас в гости, а кто, в каком домике живет, вы сможете догадаться?

Дети сравнивают цвет домиков с цветом одежды гномов. Воспитатель побуждает детей правильно называть цвета. После того, как ребенок определился с выбором, гном "открывает" ключом дом. Если ребенок правильно выбрал дом, ключ, который вручает ему хозяин дома, совпадает с силуэтом такого же ключа на доме.

Гномы хвалят детей и просят выполнить их задания.

- Ребята, чтобы справиться с заданиями, мы должны быть внимательными! А нам поможет наша "умная гимнастика", которую вы должны провести самостоятельно.

Вывешивается табличка с символами, обозначающими кинезиологические упражнения. Дети поочередно называют упражнение и проводят его со всеми. Комплекс кинезиологических упражнений.

(см. Дошкольное образование, №1, 2005, стр.76):

  • заземлитель,
  • качание головой,
  • ухо-нос,
  • колечки,
  • восьмерка
  • лезгинка
  • симметричные рисунки
  • дыхательное упражнение "вдох-выдох".

- Вы чувствуете себя готовыми к выполнению заданий гномов. Тогда начинаем.

Дети садятся за стол. На столе лежат силуэты елочек и украшений.

- Гномы ждали вас в гости, нарядили елочки, но ветер, влетевший в комнату, все перепутал. Гномы просят вас повесить игрушки на елке так, как они висели.

Воспитатель несколько секунд демонстрирует картинку (елка с игрушками). Затем дети восстанавливают картинку, сравнивают ее с образцом. Гномы хвалят детей.

Кинезиологические упражнения, сидя за столом:

  • лягушка,
  • кулак-ребро-ладонь.

- На улице зима. Мы решили подарить гномам варежки. Но они не нарядные. Давайте украсим варежки красивым орнаментом.

Одну варежку ребенок украшает орнаментом, затем дети обмениваются варежками, и вторую украшают по образцу товарища.

- Ребята, рисунки на варежках одинаковые? (взаимоконтроль).

- Гномам очень понравились ваши подарки. Они предлагают вам отдохнуть

Физминутка.

- Один - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
И на место тихо сесть.

- Ребята, гномы хотят рассказать вам историю, которая произошла с ними накануне Нового года. Но расскажут они ее не всем сразу, поочередно. Сначала Сережа послушает ее, а затем перескажет Оле. Оля послушает пересказ Сережи и расскажет ее Саше.

В группе остается один ребенок. Воспитатель раз рассказывает историю про гномов. Затем приглашает по очереди других детей. Первый ребенок рассказывает второму, второй - третьему и т.д. Последний пересказывает еще раз для всех. Затем дети анализируют пересказы, отмечают, кто самый внимательный.

- Вот эта история:

"Скоро Новый год! А елки-то у гномов нет. Отправились они в лес за елкой. Надели шубы, шапки и пошли!

На опушке леса гномы увидели пушистую зеленую красавицу. Им стало жалко ее рубить. Нарядили они елку прямо в лесу и пригласили своих друзей встретить Новый год на опушке леса".

- Вот какая поучительная история!

В конце воспитатель с детьми анализируют пересказы, отмечают, кто самый внимательный.

Подведение итогов занятия:

- Ребята, пришла пора прощаться с нашими друзьями.

Гномы еще раз благодарят детей. Поздравляют с наступающим Новым годом.

- Спасибо, дорогие друзья! До новых встреч в школе "Умных гномов".