Сценарий урока с приложениями. Физика. 11-й класс. "Шаровая молния"

Разделы: Физика

Класс: 11


Девиз урока: Очевидное невероятно!

Время урока: 80 мин.

Тип урока: Изучение нового материала

Метод познания - учебное исследование

Цели урока для ученика - формирование ключевых компетенций:

Формирование учебно-познавательной компетенции через

  • приобретения знаний о новом физическом явлении - шаровой молнии;
  • развитие теоретического мышления при анализе доступной информации.
  • проведение исследования неизвестного явления по публикациям в соответствии с планом изучения физического явления;
  • создание элемента картины мира на основе приобретенного знания..

Формирование ценностно-смысловых компетенций через

  • Умение формулировать собственные учебные цели;
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя ;
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

формирование информационных компетенций через

  • закрепление навыков использования ПК как устройства по работе с информацией;
  • владение способами работы с информацией:
    • поиск при помощи поисковой системы "nigma" в Интернете,
    • сохранения и копирование информации;
    • систематизация, анализ и отбор информации;
  • критическое отношение к получаемой информации:
    • умение выделять главное;
    • оценить степень достоверности;
  • умение применить телекоммуникационные способы (электронную почту и ICQ) для передачи информации.

формирование коммуникативных компетенций через

  • умение работать в паре, искать и находить компромисс при подготовке образовательного продукта;
  • владение формами устной речи:
    • монолог;
    • умение задать вопрос на понимание или уточнение информации,
    • привести довод при устном ответе;
    • вести дискуссию, вступать в диалог;
  • ведение диалога "человек - техническая система" (понимание принципов построения интерфейса и т.д.);
  • умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста:
    • электронная переписка;
    • создание текстового документа по шаблону (Word);
    • указание адреса сайта полученной информации;
  • умение применять знания английского языка при получении и анализе информации;
  • формирование общекультурных компетенций через
    • Владение элементами художественно-творческих навыков при создании образовательного продукта;
    • Понимание места физики и физических исследований в системе других наук, ее истории и путей развития
  • формирование социально-трудовых компетенций через
    • осознание наличия определенных требований (критерии оценки) к продукту своей деятельности;
    • анализ достоинств и недостатков собственного продукта (странички физической электронной газеты)
    • владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)4
    • бережное отношение к общественному имуществу;
  • формирование компетенции личностного совершенствования через
    • элементы самопознания (рефлексия в конце урока и рефлексивное эссе дома) и самореализации
    • получение знаний и навыков, выходящих за рамки рассматриваемой на уроке темы
    • возможность действовать в собственных интересах, получить признание, завоевать авторитет в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Цели урока учителя: cоздать условия для формирования компетенций учащихся.

Оборудование к уроку: компьютерный класс на 15 стационарных комплектов ПК и мобильный компьютерный класс на 15 комплектов, АРМ.

Дидактический материал: видео - сюжет из к/ф "Утомленные солнцем" и "Никола Тесла", план изучения физического явления, критерии оценки образовательного продукта, рефлексивное эссе, анкета, поисковая система nigma в сети Интернет, аннотированный каталог возможных сайтов к уроку.

Место проведения урока - кабинет информатики.

Ход урока

Учащиеся заходят в кабинет, рассаживаются по два человека за стационарный комплект компьютера, разворачиваются в сторону учительского стола и экрана. На экране заставка презентации с темой урока (1й слайд) (Приложение1)

I этап: Постановка проблемы: - 10 мин

1. На экране видеосюжет из к/ф "Утомленные солнцем".

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте небольшой рассказ.

На город, расположенный в Краснодарском крае, внезапно обрушились и снегопад, и гроза. Среди этого светопреставления люди заметили в небе несколько маленьких огненных шариков, которые рисовали какую-то странную картину среди этого ненастья.

А жительница Челябинска Татьяна, водитель трамвая, столкнулась с "объектом" минувшим летом. Было около 10 часов вечера. Татьяна уже почти закончила смену и ехала в депо. Пассажиров было мало - человек 15. Вдруг на улице поднялся какой-то странный ветер, за окном началось непонятное сверкание. Стало страшно. "Надо включить свет", - подумала она и потянулась к кнопке. Через мгновение Татьяну ослепила вспышка. В эту же секунду произошел громкий взрыв. Что взорвалось, Татьяна видеть не могла - она инстинктивно закрыла голову руками. (Как ни странно, на них потом не было следов ожогов, а волосы довольно сильно обгорели.) Изо всех сил Татьяна надавила на педаль тормоза и побежала в салон. Кабина горела, огонь перекинулся и на салон. Вагоновожатой и пассажирам ничего не оставалось, как бить стекла.

Выбравшись из огненной ловушки, Татьяна поинтересовалась у зевак, что это было. "Шаровая молния, - ответили ей. - Она сначала рядом с кабиной летела, а потом вдруг исчезла. После этого трамвай и загорелся". Иными словами, молния беспрепятственно прошла сквозь стекло. Трамвай в итоге сгорел дотла. У Татьяны затылок вдруг начал разрываться от боли. Приступы боли повторялись в течение трех месяцев, как будто эта молния преследовала её.

Вопрос учителя: Очевидное - невероятное!. Как вы думаете: ШМ - что это?

2. Ученики выдвигают свои гипотезы.

3. Учитель обобщает высказывания: Из ваших предположений следует, что ШМ - это возможно материальный объект или процесс, происходящий в неживой природе, а возможно и нет. И как же нам определиться в выборе?

Ученики: попытаться его изучить

Учитель: Конечно, надо его изучить, исследовать. Включаем компьютеры, заходим в папку "Физика" на жестком диске, находим папку "Урок 11 класс", открываем файл "Обобщенный план изучения физического объекта или явления". Этот же план на экране (слайд -2 презентации)

Обобщенный план изучения физического объекта или явления

  1. Признаки и природа объекта, условия его существования.
  2. Свойства объекта, величины, их характеризующие.
  3. Взаимосвязь свойств объекта, её математическое выражение.
  4. Зависимость свойств объекта от внешних факторов.
  5. Способы воссоздания в лабораторных условиях.
  6. Использование свойств объекта или явления на практике, наблюдение в природе.
  7. Способы предупреждения нежелательных свойств объекта.
  8. Информация на английском языке.
  9. Отображение данного явления в рассказах очевидцев.
  10. Мнение известных ученых.
  11. Последние новости науки в этой области.

Если мы найдем все подтверждения, согласно плану, значит наше предположение верно.

II этап - Исследование явления по публикациям в Интернете - работа в группах по 2 чел. за ПК. - 20 мин (Приложение 4)

Задание: при помощи поисковой системы "nigma" в Интернете каждая группа находит материал (фото и текст) по одному вопросу плана исследования физического явления и оформляет материал на страницу Word.

Учитель: Прежде, чем приступить к выполнению задания, посмотрим второй файл в папке урока с критериями оценки образовательного продукта каждой группы (на экран транслируется 3, затем 4-й слайд презентации).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

1. Оформление
- страничка открыта в документе Word, 0,5 балла
- № странички соответствует № пункта плана изучения явления 0,5 балла
- заголовок статьи, несущей данную информацию 0,5 балла
- фото или рисунок, иллюстрирующий содержание статьи; 0,5 балла
- текст статьи; 0,5 балла
- подпись автора статьи; 0,5 балла
- электронный адрес в Интернете; 0,5 балла
- фамилии создателей странички. 0,5 балла
2. Содержание, выбранной статьи (или нескольких статей) должно
- соответствовать теме изучаемого вопроса; 0,5 балла
- соответствовать номеру пункта плана изучения; 0,5 балла
- максимально раскрывать проблему. 1 балл
3. Творческий подход к заданию. 0,5 балла
- оформление страницы с использованием графических возможностей ПК
4. Презентация работы на конференции.
- выступление подготовленным рассказом 1балл
- выступление с чтением по тексту 0,5 балла
- заданный вопрос выступающему 0,5 балла
- выступление отсутствует 0 баллов
5. Домашнее задание:
- написание рефлексивного эссе 1,5 балла
- посылка его по электронной почте учителю для проверки. 0,5 балл
Всего: 10 баллов

Отметка за работу на уроке

  • Отлично - 8,5-10 баллов
  • Хорошо - 5-8 баллов
  • Удовлетворительно - 4-4,5 баллов
  • Неудовлетворительно - задание не выполнено

Подсчет баллов производится, начиная с 1 пункта

Учитель:

По мере готовности вашего материала Word документе или в виде презентации, группа складывает его в папку своего класса в папке "Физика". Оператор, сидящий за компьютером учителя, выводит на принтер ваш материал, по которому группа готовит представление на конференцию.

III этап - Представление подобранных материалов - конференция. (Приложение3)

Учащиеся пересаживаются амфитеатром к экрану.

От каждой группы на экран транслируется один слайд с заголовком их странички, фото или рисунком. Один представитель группы рассказывает содержание их исследования. Участники конференции задают вопросы по выступлению. (3-5 мин. на каждое выступление, всего - 35 мин)

После выступления группы по вопросу №5 демонстрируется видео-сюжет из к/ф "Никола Тесла".

Учитель: Так, что же такое ШМ?

Ученики: физическое явление - газовый разряд.

IV этап урока - домашнее задание (слайд 5 на экране): рефлексивное эссе по итогам урока - скачать с сайта учителя( www.gorgadze-ng.narod.ru , физика 11 класс) вопросы, ответы прислать по электронной почте учителю до следующего урока. - 2 мин. (Приложение 2)

РЕФЛЕКСИВНОЕ ЭССЕ

по теме урока "Шаровая молния - живой разум!? "

ученика (цы) 11 Б класса :::::::. (Ф.И.)

  • Каковы мои результаты этого урока? Что нового я узнал? Чему научился?
  • Сложно ли на твой взгляд читать научную информацию на иностранном языке?
  • Какие чувства у тебя возникли при использовании ПК и Интернета на уроке физики?
  • Комфортно ли было тебе при работе в микрогруппе - паре? Какую роль выполнял ты?
  • Какие трудности встретились при выполнении задания? Как ты (вы) их преодолели?
  • Задайте вопросы, возникшие в связи с уроком: а) самому себе; б) другим ученикам; в) учителю.

 Ответы на эти вопросы напечатайте здесь же, подпишите работу, скопируйте в документ Word и прикрепленным файлом пошлите по электронной почте учителю. В теме письма напишите "Рефлексивное эссе (Ф.И. автора), 11 б класс".

Учитель: А сейчас, чтобы вам убедиться в том, что вы многое сегодня узнали, ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, пересев каждый за свой компьютер. - 10 мин.

Вопросы теста.

1.Что собой представляет шаровая молния в природе?

А) упавшая звезда

б) нормальное атмосферное явление

в) газовый разряд

2.Параметры, характеризующие шаровую молнию?

А) длина, высота, ширина;

б) треск, писк, шум;

в) время жизни, цвет, размер, форма

3. Что можно сказать о подвижности шаровой молнии?

А) неподвижна в месте возникновения;

Б) Мгновенна, как линейная молния

В) имеет определенную скорость передвижения в пространстве.

4. Подвержено ли математическому описанию данное явление?

А) да

б) ещё нет

в) возможно скоро будет

5.Вожможно ли воссоздание шаровой молнии в лабораторных условиях?

А) да

б) ещё нет

в) возможно скоро будет

6.Каковы внешние условия существования?

А) Молния во время грозы;

Б) Отсутствие преграды для движения;

В) Самопроизвольная замкнутая система

7. Способы защиты от шаровой молнии:

А) залить водой;

б) не трогать

в) закрыть непроницаемой тканью;

8. Где возможно наблюдать шаровую молнию?

А) Только на открытой местности;

Б) Только в лабораторных условиях;

В) Возможно везде.

9.Как используются свойства шаровой молнии человеком?

А) на производстве

б) в быту

в) пока не используются

Тест проводится в интерактивной оболочке "Система тестирования 2.1". С помощью этой системы контролируется время выполнения теста, набор вопросов, а также проводится автоматическая проверка правильности ответов.