Обобщающий урок "Параллельное и последовательное соединения приборов". 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Цель урока:

  • обобщение, систематизация, актуализация знаний (учащиеся на основе опорных формул должны объяснять причинно-следственные связи изменения величин при различных соединениях, определять вид применяемой формулы)
  • развитие и закрепление ключевых общеучебных компетенций учащихся /информационной, проблемной, коммуникативной, кооперативной/

1. Активизация знаний учащихся.

Самой усвоенной темой для учащихся является соединение резисторов, т.к. тема проходится в 8 и 10 классах. Повторение начинаем с выявления общего вида формул для соединений резисторов. В ходе разбора составляем алгоритм работы.

а/ Начертим схемы последовательного и параллельного соединения резисторов;

б/ находим опорную формулу для объяснения зависимости суммируемых величин сопротивлений:

- сопротивление пропорционально длине провода

б/ записываем формулы для каждого соединения, выявляем какая из формул дает увеличение, какая - уменьшение суммируемых величин:

- суммарная величина возрастает.

- суммарная величина уменьшается.

в/ определяем соотношение физических величин:

при последовательном соединении:

при параллельном:

г/ записываем общий вид формул, по которым будем определять общие значения электроемкости, индуктивности, ЭДС источника, жесткость пружин.

2. Для анализа соединений других приборов нужны опорные формулы объясняющие зависимости между величинами: формулы зависимости электроемкости для конденсаторов, индуктивности для катушек, закон Гука для пружин.

3. Учащиеся делятся на 4 группы и, пользуясь данным алгоритмом, выявляют зависимость физических величин от основных параметров приборов, устанавливают причинно-следственные связи между ними. По итогам работы готовятся к публичной защите, отвечают на вопросы других групп и учителя. Каждый ученик в ходе выступлений заполняет обобщающую таблицу.