Проект "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе (риторика, МХК)

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Урок, предмет Тема Деятельность
1 урок

(Риторика)

Мозговой штурм "Дороги, которые мы выбираем" Работа с эпиграфами (Приложение 1).

Работа с раздаточным материалом (ОК: Кто виноват? Что делать мне? На материале Библии и Данте "Божественная комедия") (Приложение 2).

Составление общего списка пороков, наиболее значимых для учащихся, и выбор темы для парной работы. В классе - 16 человек. Мы выбрали 8 пороков для создания скульптурной группы.

2 урок

(МХК)

"Тема "Человеческие грехи и пороки" в мировом искусстве" (урок-погружение) Совместно с учителем ребята определяют смысл понятий грех, порок, обсуждаются вопросы отношения к греху у различных народов. Просмотр и комментарии слайдов и видеосюжетов по данной тематике: средневековые скульптуры(химеры, горгульи), чудовища средневекового бестиария, произведения художников Возрождения (И.Босх "Сад наслаждений", П. Брейгель "Страна лентяев"); творчество Ф. Гойи "Капричос", Отто Дикса "Семь смертных грехов"
3 и 4 уроки

(МХК)

Эскизы аллегорических образов человеческих пороков в графике.

Упражнения по лепке человеческого лица и фигуры (пластилин)

Учащиеся обдумывают и выполняют эскизные зарисовки образов грехов в графических техниках (простой карандаш, фломастеры, маркеры, гелиевые ручки).

Ребята под руководством педагога выполняют упражнения по лепке, моделируя различные выражения человеческого лица, эмоциональные состояния, изучают пластические приемы и выразительные особенности скульптуры (метод добавления и убавления массы, деформация, преувеличение, контрапост и т. д.)

5 и 6 уроки Творческая мастерская.

Создание аллегорических образов человеческих грехов в пластике.

Работа в парах. Каждая пара учеников работает совместно над созданием пластической фигуры заранее выбранного порока.

На доске размещены рисунки и фото, демонстрирующие разнообразие человеческих эмоций, выразительность мимики лица. Определены критерии, на основе которых ребята выполняют скульптуры. Создать выразительный образ помогает материал о символике предметов, животных, мифических героев.

(Приложение 3)

Материалы и инструменты для творческой работы: керамопласт (пластическая масса), стеки, проволока.

Готовые скульптуры затвердевают в течение 24 часов. Каждая работа фотографируется для использования в следующих этапах проекта

(Приложение 9).

7 урок

(Риторика)

Беседа-комментарий к слайд-шоу "Памятник М.Шемякина на Болотной площади" ("Дети - жертвы пороков взрослых"). Вместе с учащимися сначала рассматриваем и комментируем собственные работы, затем фотографии памятника М.Шемякина (Приложение 8). Находим черты сходства и различия, пытаемся дать оценку собственно работе и работе профессионального скульптура, особенно в тех скульптурах, чьи темы совпадают.
8 урок

(Риторика)

Работа с средствами художественной выразительности (тропы и риторические фигуры). Составление текста. Раздаются карточки для самостоятельной работы. Выполнение задания возможно с привлечением справочного материала (учебник русского языка, риторики и т.п.) (Приложение 4). Учащимся предлагается текст самостоятельной работы, инструкция к ее выполнению (Приложение 5), лист самооценки (Приложение 6). Результат - сочинение-описание памятника.
9 урок

(Риторика)

Обсуждение плана заочной экскурсии. Учащимся предлагается провести заочную экскурсию к памятнику М.Шемякина или создать виртуальную галерею на основе выполненных скульптур.

(Приложение 10)

Домашняя работа Подготовка презентации. Групповая работа на основе деятельности учащихся в проекте и сочинение-описание памятников.
Классный час (возможно, выход в другие классы) Презентация "Виртуальная экскурсия".

Обсуждение итогов проекта.

Защита групповых презентаций "Дороги, которые мы выбираем":
  • 1 группа - "Памятник М.Шемякина",
  • 2 группа - "Галерея скульптур".

Каждый участник высказывается о том, что дал ему проект (Приложение 7).