Урок обобщения и систематизации знаний в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока.

  • Образовательные: обобщение знаний об обыкновенных дробях, действий над ними.
  • Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе, формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
  • Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с другими науками, формирование представлений об историческом развитии понятия дроби, об единстве мира.

Оборудование урока:

  • мел,
  • доска,
  • указка,
  • плакат,
  • карточки с заданиями,
  • карточки с ответами,
  • оценочные листы,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

Презентация.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Название цели сегодняшнего урока вы узнаете, если отгадаете ребус. Слайд 1.

Итак, сегодня на уроке мы повторим, что мы узнали о дробях, как эти знания вы применяете к выполнению практических заданий. Слайд 2.

Ученица читает стихотворение. (Карточку с записью обыкновенной дроби крепит на доске)

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою - знаменатель.
Дробь такую, непременно
Надо звать обыкновенной.

Учитель. Запишем в тетрадях дату, тему урока "Обыкновенные дроби".

3. Историческая справка.

Учитель. Ребята, как вы думаете, в результате чего появились дроби? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (Дробь, дробить, делить).

Два ученика делают сообщение из истории дробей.

- Первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 18 веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части"В первых учебниках дроби назывались "ломанные числа". Современное обозначение дробей берет свое начало в древней Индии. Дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Названия "числитель и знаменатель" ввел в употребление греческий математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение.

Учитель. Задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение.

Раздать оценочные листы.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  
Фамилия, имя.  
1. Домашнее задание  
2. Решение задач  
3. Сигнальные карточки  
4. Отгадай предложение  
5. Дополнительные баллы  
Всего  
Оценка  
  • "5" - больше 19 баллов
  • "4"- 16-19 баллов
  • "3"- 12-15 баллов, "2"до12б.
 

4. Проверка домашнего задания. №1133, 1073, 1068. По учебнику "Математика 5", Н.Я. Виленкин.

Решения записаны на разворотах доски. Учащиеся проверяют, выставляют оценки в Оценочный лист.

5. Устный счет. "Устный счет-гимнастика ума" Слайд 3

- Какие действия с дробями мы знаем?

1)

  • 3/5+1/5
  • 9/11-4/11.

- Какие правила мы при этом применяем?

- Какие виды дробей мы знаем?

2) Сравнить:

  • 5/17 и 6/17;
  • 4/9 и 4/5;
  • 12/5 и 11/5.

3) Укажите все натуральные значения a, при которых верно неравенство:

  • а/13<8/13;
  • 4/5>a/5;
  • а/11<1/11;
  • 4/а>4/5.

4) При каких значениях х дробь 286/2 х 7 будет правильной?

5) Представьте 7 в виде неправильной дроби со знаменателем 1, 2, 3.

Отвечающие учащиеся выставляют оценку в оценочный лист.

6. Решение задач. По карточкам у доски два ученика решают во время устного счета.

  • 1 задача. На книжной полке 32 книги. 3/8 из них - словари. Сколько словарей на полке?
  • 2 задача. Спортсмен за 10 секунд пробежал 2/5 всей дистанции. За какое время он может пробежать всю дистанцию?

7. Проверочная работа. Слайд 4.

1задача. Завод закупил 120 новых станков. В цехе установили 2/5 полученных станков. Сколько новых станков установили в цехе?

2задача. Миша прочитал 3/4 книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц?

3задача. У светофора остановилось 10 машин. Две из них -грузовые, пять - легковые, остальные-автобусы. Какую часть всех машин составляют автобусы?

Взаимопроверка. Результаты проверки заносятся в Оценочный лист. Слайд 5

8. Работа по сигнальным карточкам. (Верно-неверно) Слайд 6.

Верно ли утверждение:

5/7 > 1/7; +
14/7 - правильная дробь; _
2/3 - правильная дробь; +
19/11 < 18/11; _
10/10=1; +
1/2 < 1/3; _
4/3 > 4/6; +
9/10 > 20/9 ? _

Результаты заносятся в оценочный лист.

9. Физкультминутка. Один из учеников - ведущий.

В понедельник я купался, (изображают плавание)
А во вторник рисовал. (изображают рисование)
В среду долго умывался, (умываются)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают)
Очень долго танцевал, (кружатся)
А в субботу, воскресенье (хлопают в ладоши)
Целый день я отдыхал.

10. Повторение действий со смешанными числами.

Учитель. Ребята, при проверке домашнего задания, мы повторили правила выделения целой части из неправильной дроби и запись смешанного числа в виде неправильной дроби. А какие действия вы можете выполнять со смешанными числами?

(Сравнивать, складывать, вычитать)

Давайте поработаем со смешанными числами 3 и 1.

Какое число называется смешанным?

Сравните 3 и 1.

Выполните сложение 3 + 1.

Выполните вычитание 3 - 1 .

Все действия выполняются учащимися на доске, комментируются.

11. Соревнование. "Отгадай фразу".

По вариантам.

Решить уравнение и найти значение выражения. Среди карточек выбрать карточку с ответом, в которой на обратной стороне записано слово. При верном решении получаются фразы.

1 вариант Ответы
a) 6 -х = 3 ; 2; Все
б) у - 5 = 3; 9; сегодня
в) (8 - 4 ) + 2 . 6. молодцы!
  Другой ответ.

2 вариант

 
а) 8 - у = 3; 4; Спасибо
б) х - 3 = 2; 6; за
в) ( 3 + 4 ) - 5 . 2. урок!
  Другой ответ.

Взаимопроверка. Выставление в Оценочный лист результатов проверки.

12. Дополнительная задача. Когда сгорела треть свечи и еще 3 см, то высота свечи стала равной 3 см. Какой была высота свечи?

Слайд 7. Ответ. 9 см.

13. Подведение итогов урока.

Учитель. Итак, ребята, подведем итоги сегодняшнего урока. При выставлении оценки за урок учитываются оценки за

  • домашнее задание;
  • решение задач;
  • работа по сигнальным карточкам;
  • конкурс "Отгадай фразу";
  • дополнительные баллы (устный счет, ответы у доски, задача)

Ребята сами оценивают свою работу, вкладывают оценочные листы в тетради, сдают на проверку учителю.

14. При наличии свободного времени. Существует ли связь между математикой и музыкой? А в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, надо сложить дроби.

15. Задание на дом.

  • №1213 (восстановить цепочку вычислений),
  • №1225 (на повторение),
  • №1219 (задача занимательного характера).