Развитие связной речи дошкольников посредством обучающих и развивающих игр по основам безопасности жизнедеятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


"Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить,и меньше всего берегут". (Ж.Лабрюйер)

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Это период приобщения детей к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, окружающими предметами, собственным "Я".

Реалии современного мира подтверждают бесспорную актуальность проблемы развития самостоятельности через освоение детьми основ безопасности жизнедеятельности уже в дошкольном возрасте. В содержании программ по основам безопасности жизнедеятельности наряду с представлениями по безопасности выделяются и речевые умения, по мере овладения которыми у ребенка формируются знания о правилах безопасного поведения, умения применения их в деятельности, а также обогащается и развивается словарный запас, связная речь и речевое творчество. К.Д.Ушинский отмечал, что развитие речи - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем . Задачи развития чувств, речи, нравственных основ личности, основ безопасности жизнедеятельности формируются во взаимосвязи.

Игра является условием и средством приобретения дошкольником определенного опыта социального взаимодействия. Она дает ребенку, по словам А.Н.Леонтьева, "доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным усвоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности". Общение в игровой деятельности обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующихся оценок, школа развития познавательного интереса, общения с другими людьми, школа положительного и отрицательного опыта жизни среди людей. На этой основе формируются черты характера ребенка, он овладевает нормами и правилами поведения, которые затем отражаются в делах и поступках.

Предлагаемые обучающие и развивающие игры планируются и реализуются в разных возрастных группах, начиная с 4 - 5 лет, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. При этом выделены определенные направления работы: словарь, грамматический строй речи, связная речь.

Исходя из программных задач речевого развития по возрастам, определяются общие задачи для работы над выбранной тематикой, которые конкретизируются и уточняются с учетом результатов диагностического обследования:

  • уточнять, закреплять, активизировать и обогащать словарный запас;
  • упражнять в построении разных типов предложений, согласованию слов в них; упражнять в словообразовании;
  • развивать творческую инициативу; культуру общения детей;
  • формировать системные представления об окружающем мире;
  • формировать способность к рефлексии своих и чужих поступков.

Игры используются в разные отрезки времени, в разных видах деятельности.

Рассмотрим более подробно используемые нами игры по возрастным группам.

Средняя группа (Приложение 1)

Словарь.

  • на основе углубления и расширения знаний о предметах, их назначении, правил их безопасного использования уточнять, пополнять и активизировать словарь детей ("Отгадай загадку - подбери картинку", "Узнай и назови предмет", "Назови части - узнай целое", "Подбери игрушку малышу" и др.);
  • упражнять в употреблении существительных с обобщающим значением, в классификации "опасных" и "безопасных" предметов ("Четвертый лишний", "Подбери картинки", "Без чего не прожить?" и др.);
  • развивать умение подбирать признаки, качества и действия к названию предметов, учить предупреждать опасные для здоровья ситуации ("Кто что делает?", "Узнай по описанию", "Что чем делают?", "Так - не так" и др.).

Грамматический строй речи.

  • упражнять в составлении предложений разных типов, отрабатывать умение согласовывать слова в предложении; познакомить со способами реагирования в случае возникновения опасных ситуаций ("Чем опасно для здоровья?", "Доскажи словечко", "Что увидел, расскажи" и др.);
  • учить употреблять формы повелительного наклонения, познакомить с правилами поведения на улице ("Простые правила", "Светофорные огни", "Подбери нужное словечко" и др.);
  • отрабатывать умение согласовывать существительные с прилагательными, употреблять в речи предлоги; формировать представления об окружающем мире ("Какое что бывает?", "Назови, чей?", "Если вышел ты во двор:", "Добрый - злой" и др.)

Связная речь:

  • упражнять в составлении совместно с педагогом описательных рассказов, уточнять представления о транспорте, предметов разного назначения ("Грузовичок", "Чего не хватает?", "Я начну, а ты продолжи", "Сочинители" и др.);
  • совершенствовать диалогическую речь, развивать способность передавать интонационно характер героев добрых и злых ("Колобок", "Сказка глупом мышонке", "Заюшкина избушка").

Старшая группа (Приложение2)

Словарь:

  • продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря через уточнение знаний об окружающем ("Что кому нужно?", "Кто больше слов скажет?", "Назови одним словом", "Назови опасный предмет", "Слово заблудилось" и др.);
  • упражнять детей в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; учить детей самостоятельно находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);
  • обогащать речь детей синонимами и антонимами; побуждать к размышлению о последствиях необдуманного поведения ("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);
  • упражнять в разгадывании загадок описательного характера; уточнять и расширять представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.).

Грамматический строй речи:

  • совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде числе и падеже; знакомить с согласованием имен существительных с числительными; расширять и уточнять знания детей об окружающих предметах и их назначении ("1, 2, 3, 5", "Что из чего сделано?", "Чей, чья, чье?" и др.);
  • упражнять в образовании имен существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; формировать представления о роли предметов в жизни человека ("Один - много", "Скажи ласково", "Маленький, побольше, самый большой", "Хвастунишки" и др.);
  • развивать умение различать смысловые оттенки глаголов, употреблять в речи наречия, простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; формировать привычку безопасного поведения ("Как ты поступишь?", "Доскажи словечко", "Хорошо - плохо" и др.).

Связная речь:

  • развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формировать умение самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу", "Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не случилось беды" и др.);
  • упражнять в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок ("Вася и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и др.);
  • совершенствовать умение пересказывать сказки, литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи ("Кот, дрозд и петух", "Айога", "Пожар" Б. Житкова и др.).

Подготовительная группа (Приложение 3)

Словарь:

  • продолжается работа по обобщению, закреплению и активизации словаря; по формированию умений выбирать наиболее точные слова при формулировке мысли и правильном их употреблении в любом контексте; уточняются знания о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье ("Четвертый лишний", "Волшебные цепочки", "Хорошо - плохо" и др.);
  • углублять работу над смысловой стороной слова, способствовать развитию умения детей точно передавать творческий замысел в самостоятельных рассказах ; обогащать знания о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе ("Доскажи словечко", "Исправь ошибки", " Выбери нужное слово" т др.).

Грамматический строй речи:

  • продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, в согласовании имен существительных с прилагательными в роде, числе и падеже; формировать навыки безопасного поведения ("Как поступить?", "Вставь нужное слово", "Сломанное предложение" и др.);
  • отрабатывать умение строить предложения разных конструкций, используя языковые средства для соединения их частей; уточнять знания различных способов обращения за помощью в опасных ситуациях( "Объяснялки", " Как поступить?" и др.).

Связная речь:

  • совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по набору картинок; помогать составлять план рассказа и руководствоваться им; упражнять детей в умении применять приемлемые способы выхода из опасных ситуаций ("Что сначала, что потом", "Я умею выбирать" и др.);
  • продолжать работу по составлению рассказов из личного опыта; вводить в речь эмоционально-оценочную лексику ("Чтобы не случилось беды", "Случай на реке" и др.).

Связная речь, по мнению Сохина, выполняет важнейшие функции: наряду с формированием фонетической стороны речи, обогащением и развитием словарного запаса, грамматического строя речи и речевого творчества, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

Использование предлагаемых игр и проводимая работа по развитию речи и основам безопасности жизнедеятельности лишь тогда будет иметь успех, когда она будет проводиться непрерывно, систематически, планомерно при постоянном общении детей со взрослым "на равных".