Организация работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня на образование возлагается функция по развитию самостоятельной и ответственной личности, которая бы была ориентирована на саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Почему именно это направление инновационной деятельности было выделено нашим коллективом? Прежде всего, это возможность развития, профессионального роста воспитателей в стенах ДОУ, умения самостоятельно мыслить, решать проблемы, ставить цели и задачи, прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

В рамках программы практических мероприятий по освоению названной технологии, я хочу поделиться опытом проведения семинара- - практикума на тему "Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология".

Основные задачи нашего семинара заключались в формировании мотивации, направленной на освоение новых знаний, на создание проблемной ситуации (разработка собственного проекта).

Мы учились оценить инновационные идеи других педагогов, аккумулировать навыки профессиональной рефлексии. Также, была проведена диагностика уровня развития инновационного потенциала педагогического коллектива.

.В целом, участники семинара демонстрировали высокую мотивацию и нацеленность на результат, все без исключения высказывали в той, или иной форме желание понять, что такое метод проектов, большинство участников семинара проявляли личную и профессиональную заинтересованность.

Предварительно, каждая группа (2 воспитателя, работающие на одной возрастной группе) должны были поработать под полями белой шляпы и в течение ноября месяца организовать проектную работу детей в рамках своей группы, выбрав предметное направление, и оформив реализованный проект по предложенной матрице.

(Приложение № 1)

Проект должен быть актуальным для детей их возрастной группы, в нем должна присутствовать интересная для детей, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети должны были выступать как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Проведение семинара-практикума было предложено педагогам по методике "Шести шляп мышления", созданной Эдвардом де Бано, крупнейшим специалистом в области творческого мышления. (Приложение № 2)

Работа в рамках методики основывается на принципах проблемного обучения и совместной деятельности. Организационной основой работы является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры, где учитывается разнообразие и индивидуальных и групповых мотивов. Вся работа была ориентирована на позитивные мотивы общения и деятельности.

Необходимо отметить, что перед проведением данного семинара педагоги уже знали о методе "Шесть шляп мышления", о назначении каждой "мыслеварительной" шляпы и о правилах работы.

В качестве рассматриваемой проблемы выбраны проекты: IIмладшей группы - "Мои любимые игрушки" - воспитатели Хабибуллина Н. А., Иванова О. П.; средней группы - "Моя малая Родина" (семья, дом, детский сад) - воспитатели Остапенко Т. М., Фирсова С. В.; старшей группы - "Мой город, в котором я живу" - воспитатели - Исакова Л. Е., Школьникова О. П.; подготовительной группы "Россия - Родина моя" - воспитатели Курило С. П., Климуха С. Л.

В каждой творческой группе предварительно проводилось обсуждение всех авторских идей, следствии чего, выбиралась одна идея, одна линия защиты своего проекта, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для детей их возраста, имела наибольший элемент новизны, и именно эта линия защиты выдвигалась в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов.

Для реализации конструктивного процесса обучения были созданы четыре творческие группы:

Новаторы - "зеленая шляпа" (презентуют свой проект остальным членам рабочей группы);

Пессимисты - "черная шляпа" (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);

Оптимисты- "желтая шляпа" (выделяют все положительные, педагогически и социально выгодные моменты презентуемой идеи);

Эксперты - "синяя шляпа" (обобщают и анализирует полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем оптимистов, затем экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность "взглянуть" на свою собственную идею с разных точек зрения.

Анализ хода семинара

5 минут - организационный этап, где ведущая напомнила задание и правила в рамках технологии;

3 минуты - выступление новаторов;

2 минуты - уточняющие вопросы новаторам то участников из других творческих групп;

3 минуты - работа в группах оптимистов и пессимистов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи;

4 минуты - на выступление пессимистов и оптимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);

2 минуты - работа экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности.

2 минуты - заключительное выступление ведущего с обоснованием оценки

(работа каждой группы оценивалась по 10-бальной шкале)

Выступления "новаторов" порадовали оригинальностью решений и коллективным творчеством. Были затронуты темы общего понятия и истории развития метода, в полной мере раскрыта технология проектирования в детском саду. Типы предложенных проектов отличались разнообразием целей, задач, видов детской деятельности. Очень интересен опыт, предложенный воспитателями подготовительной группы, связанный с использованием, так называемой модели трех вопросов. У педагогов старшей группы, все отметили интересные способы сбора информации - (проведение экспериментов). Средняя группа отличились в представлениях результата - создали удивительную конструкцию "Детский сад будущего".

"Оптимисты" в своих выступлениях отмечали интересные моменты привлечения детей к участию планирования деятельности и реализации намеченных планов, хорошо продуманную структуру и организацию работы на определенных этапах.

"Пессимисты" профессионально провели анализ предложенных проектов. Отмечали, что при разработке проектов не все воспитатели ориентировались на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Рекомендовали активнее включать самих детей в создание тех или иных проектов, что даст возможность им осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Роль синей шляпы выполняли эксперты, которые на определенном этапе отвечали за анализ и обобщение информации, на основе которой производилась оценка эффективности работы каждой группы. "Эксперты" отметили, что участники групп, справились со своей задачей, показав оригинальность индивидуальных решений и коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества у педагогов выявлены способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умения выстраивать из частей целое. Важным моментом явилась возможность после окончания работы выразить свои эмоции и чувства, т.е., примерить на себя "красную шляпу". Такой возможностью воспользовались все педагоги

Соблюдение протокола - это ответственность ведущего занятие в рамках данной методики. Мои выводы, как ведущей, и заведующей ДОУ сводились к тому, что работу в целом можно назвать эффективной, хотя в некоторых группах наблюдались определенные сложности, как в предварительной работе, так и в работе коллективного характера. Возникали проблемы в организации публичных выступлений. Например, сначала некоторые педагоги преднамеренно заняли подчеркнуто пассивную позицию, не принимали участие в выдвижении идей, а только оценивали предложения других участников, оправдывая свое поведение иным статусом (эти педагоги имеют высшее дошкольное образование).

К некоторому напряжению приводило желание отдельных участников как можно "правильнее" выполнять задания, не осознавая их методической значимости. Но эти сложности были обозначены, и преодолены. В целом группы справились с предложенными заданиями и в результате пришли к прогнозируемым результатам. Несомненным достоинством участников семинара явилась высокая мотивация на получение результата, познавательная активность, восприимчивость новому методу, желание изменить сложившуюся ситуацию в образовании.

Подводя итоги всей работы, мы пришли к единому мнению, что проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).

В целях лучшей организации последующей коллективной работы можно предложить:

  • предусмотреть задания на сплочение команды;
  • провести психологическую работу с коллективом по снятию боязни публичного выступления;
  • провести консультации в режиме "аквариума"

Сводная таблица результатов

Группы Новаторы (зеленая шляпа) Пессимисты (черная шляпа) Оптимисты (желтая шляпа) красная шляпа Итоговое количество баллов
"Солнышко" II младшая гр. 8 6 9 5 30
"Гномик" средняя гр. 9 9 7 7 32
"Земляничка" старшая гр. 9 9 9 - 27
"Колокольчик" подготовительная гр. 10 9 9 7 35

После семинара всем педагогам для определения уровня своего развития было предложено ответить на вопросы анкет и обработать их результаты (Приложение № 3)

Анализ оценочных листов участников семинара показал, что 100% педагогов удовлетворены результатами своей работы, при этом 82% оценили уровень полученных профессиональных знаний как высокий, 18% - как средний, и лишь 8% участников заявили, что полученных знаний вполне достаточно для начала работы с использованием метода проектов.

78% считают, что в основном полученных знаний достаточно для начала работы, а остальные профессиональные знания и навыки можно приобрести самостоятельно в процессе текущей работы. После прохождения семинара 61% участников уверены в эффективности и необходимости использования метода проектов в обучении, 36% выразили заинтересованность, и лишь один педагог выразил сомнение в возможности использование метода проектов в своей педагогической деятельности.