Урок русского языка по теме "Дополнение"

Разделы: Русский язык


1 этап.

Организационный момент.

Цели этапа:

  1. Введение учеников в учебную деятельность.
  2. Определение тематических рамок.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Начинаем урок русского языка. Мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения. Я надеюсь, что сегодня наш урок пройдет с пользой и интересно, и для вас, и для родителей.

Как вы думаете, а почему мы столько внимания уделяем не только главным членам предложения, но и второстепенным?

(Дети: Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности).

2 этап.

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию НЗ.

- Вспомните, пожалуйста, какие члены предложения называются главными?

(Дети: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу. Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы – что делает предмет? каков он? Что это такое? Кто он такой?).

На доску вывешиваются определения – подлежащего и сказуемого [Приложение 1,2].

- Ребята, а какой падеж называется косвенным? (Это любой падеж кроме И.п.)
- А теперь вспомните, что называется второстепенными членами? (Дети: Второстепенные члены предложения – это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.)

На доску учитель вывешивает определение второстепенного члена предложения [Приложение 3].

- Какова роль второстепенных членов? (Дети: Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности).

- Как найти второстепенные члены в предложении? (Дети: Выделить грамматическую основу, а все остальные члены предложения будут второстепенными.)
- Найдите, грамматическую основу предложения?

ИЗ РАСПАХНУТЫХ ВОРОТ СОЛНЦЕ (подл.) КРАСНОЕ ВСТАЕТ (сказ.).

Один из учеников выходит к доске и выделяет подлежащее – что? “солнце” и сказуемое – солнце что делает? – “встает”.

А теперь я вам предложу задание новое, которое мы с вами ещё не делали, и вы самостоятельно попробуете его сделать. Но для начала я вам дам подсказку.

Новое понятие с которым мы с вами будем работать, это дополнение. Учитель вывешивает на доску определение дополнения [Приложение 4].

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Подчеркивается пунктирной линией.

Задание на индивидуальное затруднение:

- Вам за 2 минуты, нужно посчитать, сколько дополнений в данных предложениях? (Предложения учитель вывешивает на доску) [Приложение 5].

Я весело шагаю по дорожке.
Моя мама купила мне игрушку.
У бабушки болит голова от шума.

- У кого нисколько не получилось, нет ответа? (В чем ваше затруднение, чего вы не смогли сделать?- Дети: Мы не смогли найти дополнения)
- У кого получился ответ – 5? Этот ответ верный! (Как вы получили ответ 5, объясните ваш ответ, какое правило у вас, для определения дополнения в предложении?)
- Дети: Мы не знает правила определения дополнения в предложении.
- У кого получились другие ответы, кроме 5? (Ребята, а в чем ваше затруднение, почему не получился ответ 5?)
- Дети: Мы не знаем как определять дополнения в предложении.

3 этап.

Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

- Скажите, у нас ответы одинаковые?

Дети: Разные!

- А правильный ответ только один! Ребята, давайте подумаем, почему мы не смогли сделать задание?

Дети:

  1. Мы не знаем косвенные падежи.
  2. Мы не правильно поставили вопрос.
  3. Мы не знаем, как определить дополнение в предложении.

- Причина в том, что мы не знаем как определить дополнение в тексте.

4 этап.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  1. Сформулировать цель урока.
  2. Определить способы достижения цели.

- Ребята мы выяснили, что мы не знаем как определить дополнение в предложении.
- Значит какая цель урока? (Дети: Научиться определять дополнение в тексте).
- Какая тема урока? “Определение дополнения в предложении”.
- Давайте рассуждать вместе, что вы делали, чтобы определить дополнение в тексте? (Мы выделили грамматическую основу.)
- Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)
- И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).

Учитель вывешивает дополнение на доску [Приложение 6].

  1. Выделить грамматическую основу предложения.
  2. Найти словосочетания.
  3. Задать вопрос от главного слова к зависимому.
  4. Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то - это другой второстепенный член предложения.

Итак, давайте попробуем вместе преодолеть наше затруднение и объяснить по данной схеме, как выявить дополнение в предложении?

- На своих листочках, первое, что делаем? (Дети: Выделяем основу)
- Выделили. Второе, что делаем? (Дети: Найдем словосочетание)
- Нашли. Третье? (Задаем вопрос от главного слова к зависимому.)

Я весело шагаю по дорожке.

1. Основа – Я шагаю.

2. Словосочетания – шагаю весело, шагаю по дорожке. 2 сл.соч.

3. Задаем вопрос – Шагаю (как?) весело – это вопрос наречия, нет косвенных падежей. Шагаю (по чему?) по дорожке – Кому?чему? Д.п. (косвенный падеж) это дополнение, подчеркиваем пунктирной линией.

Второй и третий ученики проговаривают по схеме и другие предложения – устно.

5 этап.

Закрепление и отработка нового способа действия.

Упражнение 439 – делаем вместе.

Задание: Спишите предложения. Подчеркните в них грамматическую основу. Укажите второстепенные члены предложения, выраженные сущ-ным или местоимением в косвенном падеже. Обозначьте падеж этих слов.

Образец: Девочка (подл.) чистила (сказ.) пылесосом (Т.п) ковер (В.п).

1) Алёшино лицо покрывали веснушки.
2) Девочка дернула его за пиджак.
3) Мальчишка протянул хлеб лошади.

6 этап.

Самостоятельная работа учеников.

Упражнение 440 – самостоятельно.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы и дополнения. Укажите, какой частью речи выражено каждое дополнение.

1) Лунный свет зал..вал п..ляну.
2) Тучи скрыли остатки лунного диска.
3) Звёзды усеяли все небо.
4) Все рассматривали прич..дливые узоры.

Сравните, правильно ли сделали.

  1. Заливал (что?) поляну – В.п. дополнение.
  2. Скрыли (что?) остатки – В.п. дополнение.
  3. Остатки (чего?) диска – Р.п. дополнение.
  4. Усеяли (что?) небо – В. п. дополнение.
  5. Рассматривали (что?) – В.п. узоры. – дополнение.

7 этап.

Подведение итогов и домашнее задание.

- Ребята, мы достигли нашей цели?
- Да!
- А какая была цель урока?
- Научиться определять дополнение в предложении!
- ВЫ научились определять дополнение в предложении?
- Дааа!
- Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!

Домашнее задание упражнение 441.. Списать и выделить дополнения.

Список литературы:

1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобраз. учрежд / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.