Урок русского языка во 2-м классе "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Разделы: Начальная школа


ЗАДАЧИ:

  1. Упражняться в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов с другими словами, повторять словарные слова, тренироваться в работе с прозаическими и стихотворными текстами.
  2. Развивать каллиграфический навык, речь, внимание, слуховую память, креативное мышление, умение работать в группе и самостоятельно, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка и чтения, осознанное и ответственное отношение к учёбе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • книга Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”,
  • илл. с изображением Незнайки,
  • карточки со словарными словами,
  • карточки для работы в группах,
  • раздаточный материал для чистописания и самостоятельной работы,
  • карточки с изображением Незнайки в различных позах,
  • “Дидактический материал. 2 класс” (по программе “Школа 2100”)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Ученики садятся за парты, открывают тетради, записывают в них число и слова “Классная работа”.

-Сегодня на урок к нам пришёл герой одной из детских книг. Кто это? Отгадайте загадку и ответите на этот вопрос.

# Малыш – коротышка,
Шутник, шалунишка.
А ну, угадай – ка,
Его звать … (Незнайка)

Учитель прикрепляет на доску илл. с изображением Незнайки

<Рисунок 1>

2. Минутка чистописания.

-А как вы думаете, какую букву принёс с собой Незнайка? (Нн) Почему? (с этой буквы начинается его имя)

Учитель прикрепляет на доску образец для чистописания

<Рисунок 2>

Дети выполняют задание на уменьшенном образце (учитель воспользовался брошюрой издательства газеты “Начальная школа” : Библиотечка “Первого сентября” - “Занимательное чистописание” №3 (15) 2007г., страница 10)

-Возьмите лист с контуром Незнайки и выполните показ, заполняя написанием букв внутри контура рисунка.

3. Словарная работа.

-Наверное, кто-то из вас уже читал произведение Н.Носова, а кому-то только предстоит встреча с книгой. Я выбрала предложения, в которых встречаются словарные слова. Ваша задача услышать словарное слово и записать его. (после того, как слово будет названо детьми, учитель показывает карточку с этим словом с пропущенной буквой)

  • В Цветочном городе было очень красиво. (учитель показывает картинку <Рисунок 3>)

Рисунок 3.

  • У охотника Пульки была собачка Булька.
  • Однажды Незнайка гулял и забрёл в поле. - Что значит “забрёл”? (куда-то зашёл)
  • Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю. –Что такое зависть? (чувство досады, вызванное успехом другого) -Хорошее это чувство?
  • Незнайка пошёл на улицу и стал играть возле соседнего дома.
  • А вдруг на самом деле полетят! – говорили малыши.
  • Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги.
  • Воздушный шар уносило ветром.
  • Малышка надевала перед зеркалом шляпу и трещала, как сорока. –Что значит выражение “трещала, как сорока”? (Девочка была болтливая)
  • Не нужно пожимать плечами, больной, - заметила Медуница. – Покажите язык.
  • В каждом дворе имелся свой огород, где росли репа, редиска, свёкла и другие овощи.
  • Незнайка после чтения брал тетрадочку и начинал писать. – О чём это говорит? (Незнайка исправился. Стал серьёзно относиться к учёбе)

4. Тема урока.

-Сегодня на уроке мы будем продолжать работать с предлогами, тренироваться в написании предлогов с другими словами, выполним интересные задания. Но сначала вспомните всё, что вы знаете о предлогах. (ученики вспоминают и рассказывают правило)

-Вернёмся к Незнайке и запишем в тетрадь слово “Незнайка” с различными предлогами. Выделим орфограмму. ( К Незнайке, у Незнайки, с Незнайкой, без Незнайки и т.д.) при этом учитель просит учеников устно придумать предложение так, чтобы в нём было данное слово с предлогом

-Откройте “Дидактический материал” стр.87, №201. Прочитайте предложения про себя. Найдите и прочитайте вслух то предложение, в котором говорится о нашем герое. (Незнайка съёжился от испуга.) Объясните орфограммы. Как вы понимаете слово “съёжился”? Изобразите. Спишите это предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

5. Физкультурная пауза.

#Выходите по порядку,
Становитесь на зарядку.
Начинай с зарядки день,
Разгоняй движеньем лень.

-Эту песенку сочинил поэт Цветик.

Учитель может включить негромко песенку, звучавшую в мультфильме про Незнайку.

Учитель показывает детям картинки с изображением Незнайки в различных позах, а ученики под музыку повторяют позу.

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

6. Работа в группах.

-На уроке чтения в 1 классе мы читали главу про Незнайку. Кто из вас помнит, о чём она была. (о том, как Незнайка сочинял стихи)

-В книге “Приключения Незнайки и его друзей” очень много стихотворений. Только, пока я шла на урок, из них выпали все предлоги. Ваша задача (группа по четыре человека) вставить все предлоги.

После работы в группах один представитель от группы выходит к доске. Поочереди зачитывают восстановленные стихотворения.

Знайка шёл гулять (на) речку
Перепрыгнул (через) овечку.

(У) Авоськи (под) подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Огромный шар, надутый паром,
Поднялся (в) воздух он недаром.

Вдруг (с) лягушкой повстречались
И скорей домой примчались.

(В) траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик.

Отважных путников встречаем (с) жаром!
Отправились они (с) большим воздушным шаром.

7. Домашнее задание.

<Рисунок 11>

- Дома вам нужно попытаться придумать двустишья (слова написаны на облаках и шарике) Надеюсь, что никто не окажется в роли Незнайки.

8. Закрепление.

<Рисунок 11> Списать в тетрадь предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Выделить все знакомые орфограммы. Работаете самостоятельно.

9. Итог урока.

-Перечислите, какие предлоги вы запомнили. Как пишутся предлоги с другими словами? Что сегодня на уроке вам особенно понравилось?