Интегрированное путешествие по страницам литературы, истории и музыки на тему: "Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе"

Разделы: Литература


Цель занятия: создать целостное представление о важнейших исторических со-бытиях 17-18 в.в., О выдающихся представителях русской нации, показать связь истории , литературы, музыки на примере произведений А.С.Пушкина, сделать вывод о нравственных уроках творчества А.С.Пушкина, способствовать развитию интереса учащихся к эпохе 17-18в.

Оборудование: портреты, плакаты, рисунки, видеоматериал, выставка поделок, газеты, подготовленные учащимися.

Три страницы, по которым предстоит путешествовать.

  1. Борис Годунов. Смутное время. “ Да, жалок тот, в ком совесть нечиста”.
  2. Пётр Первый. Время реформ. Петербург. “ Люблю тебя, Петра творенье!”
  3. Е.Пугачёв. Пугачёвщина. Екатерина 11. “ А разве нет удачи удалому?”

Ход занятия

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по страницам истории и литературы., вспомним важнейшие исторические события 17-18 веков, проследим связь истории и литературы на примере произведений А.С.Пушкина.. Постарайтесь представить то трудное и прекрасное ,такое далёкое от нас время, а поможет вам в этом танец из того красивого романтического времени.

Бальный танец.

1. Разминка.

  1. Назовите даты жизни А.С.Пушкина.(26мая 1799года- 28января 1837года по старому стилю).
  2. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда был отменён “Юрьев день”?(Процесс закрепощения крестьян в России. “Юрьев день” был отменён в 1581 году).
  3. Кому посвятил А.С.Пушкин трагедию “Борис Годунов”? Когда она была написана? (Памяти Н.М.Карамзина. 1824-1825г.г.).
  4. Когда и кем был назначен тамбовским наместником Г.Р.Державин? Как долго он был на этом посту? (Екатериной ll, в 80-е годы. 18 столетия, 3 года: март 1786 – январь 1789).
  5. Когда случилось наводнение, описанное А.С.Пушкиным в поэме “Медный всадник”? (7ноября 1824 года).

Представление командами подготовленных к занятию газет, кроссвордов и других работ.

2. Первая страница. Борис Годунов. “Смутное время”.

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Учитель. Среди значений слова смута, приводимых В.И.Далем, мы встречаем “восстание, мятеж…общее неповиновение, раздор между народами и властью”.

Недаром Пушкин писал: “ Крамол и смут во дни кровавы”.И в самом деле, начало 18 века и впрямь “смутное время”: всё в движении, всё колеблется, мчатся события, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в один и тот же период власть разных государей, люди подчас меняют свою политическую ориентацию: вчерашние союзники расходятся по разным лагерям, а вчерашние враги действуют сообща…Одно слово – “смутное время”.

Инсценировка.

Разговор Шуйского и Воротынского (по трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов”).

В о р о т ы н с к и й.

Ужасное злодейство! Слушай, верно
Губителя раскаянье тревожит:
Конечно, кровь невинного младенца
Ему ступить мешает на престол.

Ш у й с к и й.

Перешагнёт; Борис не так-то робок!
Какая честь для нас, для всей Руст”

В о р о т ы н с к и й.

Так родом он не знатен, мы знатнее.
Ш у й с к и й. Да, кажется.

В о р о т ы н с к и й.

Ведь Шуйский, Воротынский…
Легко сказать, природные князья.

Ш у й с к и й.

Природные, и Рюриковой крови.

В о р о т ы н с к и й.

А слушай, князь, ведь мы б имели право
Наследовать Феодору.

В о р о т ы н с к и й.

Да, более,
Чем Годунов.
Когда Борис хитрить не перестанет,
Давай народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова,
Своих князей у них довольно, пусть
Себе в цари любого изберут.

Вопросы командам.

  1. Почему Воротынский и Шуйский считают, что Борис Годунов не достоин править страной? Согласны ли вы с этим утверждением?
  2. Что, на ваш взгляд, послужило причиной недовольства широких слоёв населения личностью и политикой Бориса Годунова? Какая группа населения была особенно недовольна, почему?
  3. Кому принадлежат эти слова? Почему он так говорит?

    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили :
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли.

  4. В каком году Григорий Отрепьев предпринял попытку захватить русский престол? Чьей поддержкой он заручился?

Сообщение ученика об опере М. П. Мусоргского “ Борис Годунов”,звучит музыка.

3. Вторая страница. Пётр Первый. Время реформ. Петербург.

Люблю тебя, Петра творенье!

Учитель. В трагедии “ Борис Годунов” А.С.Пушкин пишет: “ Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!” Тяжёл груз ответственности за свою страну, за свой народ, груз, который взваливает на свои плечи.

Эта мысль не раз приходила в голову другому царю – Петру 1.

Вторая страница нашего путешествия – эпоха Петра 1.

Мы назовём её так: “ Люблю тебя, Петра творенье...”.

а). Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина “ Медный всадник”.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…

б). Вопросы командам:

  1. О чём размышляет герой? Почему именно здесь он решил “ в Европу прорубить окно?
  2. За что превозносит А.С.Пушкин Петра 1, за что осуждает?
  3. За что А.С.Пушкин любил этот город?
  4. Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина “ Медный всадник”.

Конкурс лучшего чтеца.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…

Какие ещё произведения были написаны Поэтом о великом царе России?

в). Учащиеся определяют по заданию стихотворный размер, изобразительно-выразительные средства в отрывках из поэмы “ Медный всадник”.

4. Третья страница. Емельян Пугачёв. Пугачёвщина. Екатерина ll.

А разве нет удачи удалому?

Учитель. Вторая половина 18 в.была сложным и противоречивым временем.

Самодержавие усиливало эксплуатацию крестьян, расширяло и укрепляло привилегии дворянства. Подобная политика неминуемо должна была привести к одному финалу – протесту, бунту, восстанию.

Какое барина различье с мужиком?
И то , и тот земли одушевлённый ком,-
И если не ясней ум барский мужикова,
Так и различия не вижу никакого.

(А.П.Сумароков).

И в то же время годы правления Екатерины были годами расцвета дворянства, самодержавие .расширяло и укрепляло привилегии дворянства. Не случайно время правления Екатерины называли “золотым веком”. А русское дворянство уже не по принуждению, как это было во время правления Петра 1, а с охотой устраивали роскошные балы.

Бальный танец.

Инсценировка встречи Екатерины 2 и Марии Ивановны по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

Е к а т е р и н а ll. Вы, верно, нездешние?

М а р и я И в а н о в н а. Точно так-с,; я вчера только приехала.

Е к а т е р и н а ll. Вы приехали с вашими родными?

М а р и я И в а н о в н а. Никак нет-с. Я приехала одна.

Е к а т е р и н а ll. Одна! Но вы так молоды.

М а р и я И в а н о в н а. У меня нет ни отца, ни матери. Я приехала подать просьбу государыне, просить милости, а не правосудия.

Е к а т е р и н а ll. Позвольте спросить, кто вы таковы?

М а р и я И в а н о в н а. Я дочь капитана Миронова.

Е к а т е р и н а ll. Вы просите за Гринёва? Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
М а р и я И в а н о в н а. Ах, неправда! Неправда, ей богу, неправда! Он для меня одной подвергался всему, что постигло его.

Е к а т е р и н а ll. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что недолго будете ждать ответа на ваше письмо.

Вопросы командам.

  1. Кто эта дама? Какова пушкинская трактовка этого образа?
  2. Откуда была родом Екатерина 2 и как она попала в Россию?
  3. Почему время правления Екатерины 2 называли “золотым веком”?
  4. При каких обстоятельствах Екатерина 2 стала русской императрицей?
  5. Кому принадлежат эти слова? “Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Бог даст!”
  6. Кому принадлежат эти слова: “Улица моя тесна; света мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро.; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою…”
  7. О ком идёт речь? “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное, румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая прервала молчание”.

Инсценировка встречи Пугачёва и Петра Гринёва по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” глава “Мятежная слобода”.

П у г а ч ё в. О чём, ваше благородие изволил задуматься?

Г р и н ё в. Как не задуматься. Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастье всей моей жизни зависит от тебя.

П у г а ч ё в. Что ж? Страшно тебе?

Г р и н ё в. Быв однажды уже помилован тобо.ю, я надеюсь не только на твою пощаду, но даже и на помощь.

П у г а ч ё в. И ты прав, ей-богу прав!

Г р и н ё в. А ты полагаешь идти на Москву?

П у г а ч ё в. Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно ухо держать востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

Г р и н ё в. То-то. Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милости государыни?

П у г а ч ё в. Не, поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся.! Гришка же Отрепьев ведь поцарствовал над Москвою.

Г р и н ё в. А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, Зарядили его пеплом пушку и выпалили.

П у г а ч ё в. Слушай, расскажу тебе сказку, которую мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона.( Содержание сказки…) Какова калмыцкая сказка?

Г р и н ё в. Затейлива. Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

5. Конкурс “Блиц” для игроков и болельщиков по содержанию произведений А.С.Пушкина (вопросы готовят участники заранее).

6. Подведение итогов.

Учитель. Обратите ещё раз внимание на тему нашего занятия: “Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе”. Эпоха – длительный промежуток времени, определяется каким-то явлением или событием. Эпоха рождает своего героя, ту личность, именем которой названо это время. Мы сегодня часто говорили: “ Эпоха Бориса Годунова”, “ Эпоха Петра Великого”, “ Эпоха Екатерины ll”, “Эпоха Пугачёвского восстания”.

Хочется, чтобы, уходя с сегодняшнего урока, Вы запомнили, чем отличаются эти эпохи, чтобы запомнили слова Пушкина, ставшие эпиграфом к нашим страницам:

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
-А разве нет удачи удалому?
И ответили бы себе:
-Есть! Но “береги честь смолоду”!

Бальный танец в исполнении лауреата международных конкурсов Костюк Анастасии.

Представление команд.

Инсценировка встречи Пугачева и Гринева.