Методическая разработка урока литературы "Люблю отчизну я…". Идейно-художественное своебразие стихотворения Лермонтова "Родина"

Разделы: Литература


Цели:

  • анализ идейно-художественного  содержания стихотворения Лермонтова «Родина»;
  • выявление особенностей изображения России  до Лермонтова;
  • развитие умения анализировать стихотворение;
  • расширение  лексического запаса учащихся;
  • гражданское воспитание.

Межпредметные связи: живопись, теория русского языка, обществознание (граждановедение).

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя о целях и задачах урока.
  2. История создания стихотворения  (сообщение ученика). Стихотворение написано  в 1841 году (последний год жизни Лермонтова) как ответ на оду А.С.Хомякова «России», основной мыслью которой был призыв к смирению как к главному содержанию ментальности России.
  3. Вопрос классу: Звучала ли до Лермонтова тема России в поэзии? – Да. Звучат фрагменты стихотворения М.Ломоносова «Разговор с Анакреоном», фрагмент о Москве из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Как изображена Россия в этих стихах?  – Аллегорически. Создан отвлечённый грандиозный образ Родины. – К каким чувствам читателя обращены эти стихи? – К гражданским. К чувству гордости за государство. Эти стихи формировали гражданское самосознание читателя.
  4. Обратимся к стихотворению Лермонтова «Родина». Прочитайте его. Что представляет  стихотворение по типу речи. – Рассуждение. – О чём размышляет поэт? – О «странности» своей любви к отчизне. В чём же она? – Первая странность в необъяснимой холодности к общепризнанным ценностям  официального патриотизма («слава, купленная кровью», «тёмной старины заветные преданья» «не шевелят...отрадного мечтанья»). Вторая странность в непобедимой рассудком душевной, сердечной  привязанности к иному лику Родины – картинам родной природы, русской деревне.
  5. Поэт не упрощает спора между чувством и разумом.  Официальные ценности , хотя и не приносят отрады, остаются высокими, не подлежат сомнению.
  6. С другой стороны, в обрисовке Родины нет теплоты! Найдите эпитеты, характеризующие картины природы России. – «Холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Странно, что поэт любит холодную родину.
  7. Что  же главное в образе России для лирического героя? – Природа и деревенская жизнь.
  8. Какие детали деревенского быта присутствуют в стихотворении? – «Полное гумно», «изба, покрытая соломой», «с резными ставнями окно». Поэт как бы перебирает их в памяти с отрадой  и  любовью. Деревня здесь – поэтическое воплощение отчизны, её символ, средоточие патриотических чувств автора.
  9. Проследите за настроением поэта. – Печаль в сочетании с отрадой, а также волнение, трепет, подчёркнутые эпитетами «дрожащие огни», «колыханье лесов».
  10. Композиция стихотворения. – Сначала перечислены  официальные патриотические понятия, затем общая картина природы России, увиденная с огромной высоты (как взгляд из космоса), затем частные детали народного быта и финал: «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник «смотреть до полночи готов». Характер лексики соответствует описанию: в начале преобладают отвлечённые существительные, затем слова, обозначающие объекты широкого масштаба (обобщённые) и, наконец, конкретные. Основной композиционный принцип – от широкого плана к узкому, конкретному.
  11. Особенности ритма и рифмы – разностопный ямб ( например, шестистопный) с меняющейся рифмовкой  под конец   сменяется привычным четырёхстопным. К концу стихотворения как бы возрастает стремительность, убыстряется темп событий.
  12. Краткая беседа с учащимися. Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение? Понятно ли оно вам?  Что в нём особенно нравится или наоборот?
  13. Значение стихотворения Лермонтова. В стихотворении разделены понятия «родина» и «государство». Стихотворение положило начало целой литературной традиции. В русской поэзии утвердился жанр лирического раздумья о родине. Мысль о России стала нерасторжимой с образами деревни и природы. Лермонтов первым увидел берёзку как символ России. – Учащиеся вспоминают стихи Есенина, К.Симонова, Рубцова, обращают внимание на репродукции картин  Левитана, Куинджи. Вывод записывается в тетрадь.
  14. Примечание 1: в начале урока проводится словарная работа: «гражданское самосознание», «патриотизм», «официальный патриотизм»; наблюдения за лексикой, композицией и ритмом даются  отдельным учащимся как индивидуальные задания.
  15. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть,
  16. Литература: Лермонтовская  энциклопедия. Под ред. В.А.Мануйлова. М., «Советская энциклопедия», 1981.
  17. Примечание 2: Если позволит время, интересно сравнить стихотворение Лермонтова со строфой из  «Путешествия Онегина»:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

(А.С.Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. М., «Художественная литература», 1975. Том четвёртый, с.171)

При сопоставлении следует подчеркнуть, что картина, нарисованная Лермонтовым шире по масштабу и замыслу.