Внеклассное мероприятие по физике "Закон сохранения добра"

Разделы: Физика


Цель мероприятия:

  • формирование понятий о добре и зле;
  • воспитание милосердия, доброты, нетерпимого отношения к злу;
  • распространение законов физики на нравственные категории, используя физические принципы определения понятий, явлений, физических величин.

Оборудование: на экране мультимедийного проектора слова: «Тому, кто  не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред». (Мишель де Монтень); на партах у учеников папки, в которые вложены  притчи, стихи, афоризмы, пословицы о добре и зле. Выставка рисунков, символизирующих добро и зло.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Ребята, мы изучили тему «Законы сохранения в механике». Давайте вспомним закон сохранения механической энергии.

В замкнутой системе сумма кинетической и потенциальной энергии остается постоянной:

Е полная = Ек + Еп – const.

Но мы говорили и о том, что закон распространяется не только на механическую, но и на другие виды энергии и в общем случае его можно сформулировать так: В замкнутой системе энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида в другой, от одного тела к другому.
Я хочу предложить применить этот закон не к физическим явлениям, а к нравственным категориям.
Итак гипотеза: Получая энергию в виде пищи, человек двигается ,совершает механическую работу, отдает энергию окружающим в виде слов, эмоций и др.И все, что делает человек может быть добрым или злым, затрачивая одну и ту же энергию мы с одинаковым успехом творим добро или зло. Наша отданная энергия никуда не исчезает а переходит от одного человека е другому.
Разве не случалось такого? Вы пошли в школу с плохим настроением Нагрубили учителю, занимались плохо, в школу были вызваны родители, а вечером вся отрицательная энергия вернулась к вам в полном объеме.
И наоборот, как в детской песне «Поделись улыбкою своей, и она к тебе ни раз еще вернется».

Отрывок из статьи Светланы Михайловой «Закон прибавления добра»

Дочка, вернувшись домой рассказала, что на остановке увидела мужчину, который бежал за троллейбусом и на ходу выронил мобильный телефон, схватив его она побежала за мужчиной, но он вскочил в троллейбус и уехал. В руках у девочки был навороченный аппарат, стоивший не менее тысячи долларов. Может взять себе? Соблазнительно конечно, мужчина, потерявший телефон был явно не бедным. – Нет, – сказала я девочке, – вернем хозяину. Мужчина позвонил на свой мобильник только вечером, явно не веря, что его вернут. Забирая телефон, он очень благодарил и говорил, что мы вернули ему веру в людскую порядочность. А спустя несколько месяцев я потеряла в ГУМе кошелек с солидной суммой денег внутри. Расстроенная, я еле добралась домой, дочь встретила меня вопросом: «Ты что потеряла кошелек?» Тут уже звонили люди, которые нашли твои деньги, а номер телефона узнали из визитки, которая была в кошельке. Люди, которые вернули мне кошелек, жили скромно вчетвером, работал один отец. На найденные деньги они могли обставить свою квартиру. Но они вернули все до копейки. Мы никогда не берем чужого – сказала мать, и в голосе было столько внутреннего достоинства, что это поразило до глубины души.   

– Может быть, доказательство не безупречно с точки зрения науки, но на бытовом уровне по-моему, достаточно. Теперь давайте попробуем дать определение добра и зла. Я просила вас дома подумать над этим вопросом.

(Ученики дают свои определения)

– Философы  дают следующее определение:

Добро – это то, что делается на благо общества, во имя чего-то большего, чем интересы отдельного человека. Добро – есть поступки во благо других людей.

Л.Н. Толстой: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

– Ваши глаза созданы не только для вас, глаза даны, чтобы видеть других, видеть мир объективно. Вы говорите потому, что есть кто-то, кто слушает вас, Когда я обращаюсь к вам и вижу, что вы с радостью слушаете меня, то я вдохновляюсь все больше и больше. А если стремлюсь объяснить вам что-то, а вы не внимательны, то я падаю духом, и нет желания продолжать. Вы прикасаетесь к чему-то, чего вам приятнее касаться – собственной руки или рук любимого человека? Конечно – любимого. Так что даже органы чувств существуют не лично для вас, а во имя других.
Давайте попробуем подобрать слова, которые будут характеризовать добро.

(Ребята называют, они записываются в столбик на доске.)

– Теперь поговорим о зле.

(Ребята дают свои определения злу.)

Зло – все, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это хамство и равнодушие, эгоизм и обман, пьянство и наркомания, Зло это когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет  людей, когда чиновник вымогает взятку, когда взрослые дети забывают о своих престарелых родителях, а родители не заботятся о своих маленьких детях.

Каин и Авель

У Адама и Евы было 2 сына.
Каин пахал землю, но землю не любил, и звезд не любил, и птиц не любил и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому, что он был злой и жестокий.
Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни, завидуя, что они могут летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, завидуя, что звезды могут светить.
Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви, он и тени чужой завидовал.
Брат Авель пас овец, он был веселый и добрый. С утра до вечера бродил  со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья, звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.
Однажды холодной ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел.
А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, про звезды и про то, как хорошо жить.
Позавидовал Каин Авелю. Поднял с земли камень и убил брата своего. Оглянулся – кругом никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто не узнает!» – подумал Каин и убежал в лес. Крадется Каин по лесу и слышит – деревья зашептали: «Где брат твой Авель?». Бросился в степь, над ним звезды звенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?». К земле пригнулся, ползает, как паук, а тут птицы проснулись и галдят: «Где твой брат Авель?»
И почудилось Каину – это весь мир кричит ему вслед: «Где твой брат Авель?»
И возненавидели люди Каина и прокляли его.
И до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин или окаянный.

– Теперь назовите слова, характеризующие зло.

Слова записываются в колонку. Учитель обращает внимание, что каждому слову из первой колонки  есть противоположное во второй.

– Давайте попробуем записать формулу добра и зла.

Ученики предлагают свои формулы, объясняя их.

– А я знаю совершенно точно , что добро всегда обратно пропорционально злу ( чем меньше зла тем больше добра и наоборот)

Д = 1/З или
З = – Д

Притча об охотнике, змее и лисе

– Значит, не надо делать добро? Жить по пословице: «Не делай добра – не получишь зла?». Нет, человек на то и человек, чтобы на добро отвечать добром, а на зло – справедливостью.
У вас на столе небольшие листочки бумаги. Вспомните и запишите кратко один пример, что вы доброго сделали в своей жизни и один пример не очень хорошего поступка, а может и злого. Кто сможет, расскажите нам о втором.
Как вы думаете, а почему я не спрашиваю у вас о добрых?
Потому, что: «В зле страшна секретность, в добре – стремление быть на виду». (Конфуций)
Православная церковь не признает добродетелью такие добрые поступки, о которых человек, сделавший их, рассказывает другим. В старину в крестьянских избах делались маленькие окошечки, в которые подавали милостыню, Они делались маленькими, чтобы ни подающий милостыню, ни берущий не видели друг друга.
Вот вы сказали о сделанном зле, теперь раскайтесь в нем, решите для себя никогда больше его не совершать. Попросите прощения.

На асфальте надпись, как загадка,
Не перешагнуть, ни обойти –
Ночью кто-то написал украдкой
Слово наболевшее ПРОСТИ
Боль вины так в ком-то накипела,
Жить с ней дольше не хватает сил,
У обиженного словом или делом
Человек прощенья попросил.
Написал в надежде, что заметил,
Слово стороной не обходил
И пускай словами не ответил,
Только бы поверил и простил.
На асфальте броско, ярко светит
Слово-покаяние «ПРОСТИ»
Чтобы всем обиженным на свете
Груз обиды в сердце не нести.

– Вернемся к физике. Представим замкнутую систему – семья. Если члены семьи передают  окружающим отрицательную энергию – зло, что происходит с семьей?
– Разрушается.
– Разрушается и сам человек, который несет людям зло. В ХХ веке жил знаменитый конструктор Игорь Иванович Сикорский. Он создавал летающие аппараты, сконструировал вертолет, и этот ученый не видел противоречия между наукой и религией. Выше всех достоинств научного и технического прогресса он ставил моральное совершенствование человека. Ему принадлежит мысль, что если люди поступают плохо, зло накапливается, то природа уничтожает этих людей и это зло, играя в этом случае роль клапана безопасности, ограничивающего количество страданий и боли, которое один человек может принести многим людям.
В конце 70 – начале 80 годов ХХ века возник страшный межнациональный конфликт между армянами и азербайджанцами, которые до этого жили на одной земле, земле доброй, цветущей, где рождалось много фруктов. Межнациональная рознь привела к убийствам, мести, разрушениям. И тогда в г. Спитаке, где жили и армяне и азербайджанцы, произошло страшное землетрясение. Город был разрушен полностью, погибли тысячи людей, тысячи получили увечья и остались без крова.

– Может эти примеры звучат, как предупреждение: «Спешите делать добро, нельзя, чтобы копилось зло, надо, чтобы всегда в замкнутой системе была энергия со знаком « +», иначе зло может привести к катастрофе.

Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное – в себе самом.

Тренинг

– Как ты поступишь в следующих ситуациях?

– Учитель почему-то накричал на тебя, ты считаешь – несправедливо.
– У твоего друга украли кроссовки.
– Соседка почему-то всегда с тобой скандалит.

На экране слова:

Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное – в себе самом.