Программа элективного курса "Химия металлов. Металлургия"

Разделы: Химия


Данный курс предназначен для учащихся 9-х (или 11-х) классов и рассчитан на 1 час в неделю (36 часов).

Основной целью курса является удовлетворение потребностей детей к углубленному изучению химии, проявляющих склонность и интерес к химии и готовящимся к поступлению в технические учебные заведения.

Задачи курса состоят в углублении, расширении и систематизации знаний учащихся о строении, свойствах, использовании в народном хозяйстве металлов и их соединений, что позволит совершенствовать не только знания по неорганической химии, но и подготовку школьников к трудовой деятельности. Наряду с образовательными задачами, предполагается решение воспитательных задач и развитие личности учащихся. Содержание занятий позволяет научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять существенное, самостоятельно пополнять, систематизировать и применять полученные знания и умения, что способствует осознанному выбору будущей профессии. Изучение свойств металлов и их соединений на занятиях должно проходить на более высоком уровне, чем в основном курсе IX класса.

Занятия начинаются темой “Теоретические основы изучения металлов”, где углубляются полученные учащимися в VIII классе знания о строении атома и химической связи. Так как в базовой программе изучаются главным образом металлы главных подгрупп, на курсе особое внимание уделяется металлам побочных подгрупп, тем металлам, сплавы которых имеют важное значение в технике и производстве.

Форма и методы обучения: из общего учебного времени -11 ч выделяется на практические занятия. Остальные занятия проводятся в виде лекции учителя с демонстрациями химических опытов и наглядных пособий (коллекций, таблиц и т.п.), а также бесед, в которые включаются лабораторные опыты, решение расчетных и экспериментальных задач, доклады учащихся.

После изучения курса учащиеся должны:

  • знать и выполнять правила техники безопасности при работе в химической лаборатории; особенности строения, свойства использования металлов и их соединений в народном хозяйстве;
  • уметь работать с реактивами, химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием;
  • владеть навыками самостоятельно анализировать, сравнивать, выделять существенное;
  • применять полученные знания и умения.

Содержание курса

Тема 1.

Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Теоретические основы химии металлов (6ч)

Ознакомление учащихся с планом и содержанием занятий, правилами техники безопасности. Современные представления о природе электрона. Конфигурация электронных облаков. Спин электрона. Понятие о s-, p-, d-, f- элементах.

Важнейшие виды химической связи. Строение твердых кристаллических веществ с разными видами связи между частицами, находящимися в узлах кристаллов. Зависимость свойств веществ от вида связи и типа кристаллической решетки.

Тема 2.

Общие сведения о металлах (5ч)

 

Кристаллические решетки металлов, их типы. Дефекты кристаллической решетки, их влияние на упругость и прочность металлов.

Виды сплавов, их строение, способы получения. Характерные физические и химические свойства металлов в свете теории строения веществ. Окислительно-восстановительные реакции, в которых участвуют металлы. Химическая и электрохимическая коррозия металлов.

Практическая работа № 1. Типичные реакции металлов и их соединений на примере превращений:

Практическая работа № 2. Опыты по коррозии металлов и защите металлов от коррозии.

Тема 3.

Металлы побочной подгруппы I группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (4ч)

Строение атомов элементов побочной подгруппы I группы. Свойства, нахождение в природе. Применение меди и ее соединений. Серебро и золото. Особенности изменения свойств элементов и их соединений в подгруппе меди.

Производство меди на основе переработки полиметаллических руд в шахтных печах, конверторах и в кипящем слое.

Практическая работа № 3. Окрашивание пламени спиртовки солями меди. Взаимодействие меди с серной и азотной кислотами.

Практическая работа № 4. Получение оксида меди (II). Окислительные свойства меди (II).

Тема 4.

Металлы побочной подгруппы II группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (3ч)

Строение атомов элементов побочной подгруппы II группы. Свойства и применение цинка и его соединений. Амфотерность гидроксида цинка и ее причины. Особенности изменения свойств элементов и их соединений в подгруппе цинка.

Практическая работа № 5. Отношение цинка к соляной кислоте, концентрированной и разбавленной азотной кислоте.

Тема 5.

Металлы побочной подгруппы III группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (1ч)

Положение в периодической системе лантана и лантаноидов, особенности строения их атомов. Нахождение лантаноидов в природе. Применение лантаноидов в металлургии и других областях современной техники.

Тема 6.

Металлы IV группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (3ч)

Строение атомов элементов главной подгруппы. Физические и химические свойства олова и свинца. Важнейшие соединения олова и свинца: оксиды, соли. Применение олова и свинца. Сплавы этих металлов.

Строение атомов элементов побочной подгруппы. Физические и химические свойства титана. Важнейшие его соединения. Применение титана и оксида титана (IV). Использование металлотермии при производстве титана.

Практическая работа № 6. Отношение олова и свинца к разбавленным кислотам. Отношение олова и свинца к щелочам.

Тема 7.

Металлы побочной подгруппы VI группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (3ч)

Строение атомов элементов побочной подгруппы. Свойства хрома. Оксиды хрома. Гидроксиды хрома, изменение их свойств с изменением степени окисления хрома. Хромовая и двухромовая кислоты, их соли. Окислительные свойства этих соединений. Применение хрома и его соединений.

Практическая работа № 7. Получение оксида хрома (III) разложением дихромата аммония. Получение гидроксида хрома (III) и доказательство амфотерности этого соединения.

Практическая работа № 8. Переход хромата калия в дихромат и дихромата в хромат.

Тема 8.

Металлы побочной подгруппы VII группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (4ч)

Строение атомов марганца, технеция и рения. Физические и химические свойства марганца. Применение марганца в металлургии. Оксиды и гидроксиды марганца, изменение их свойств с изменением степени окисления марганца. Соединения марганца в природе, их получение и применение.

Технеций и рений, их свойства; применение этих металлов и их соединений.

Практическая работа № 9. Получение и свойства гидроксида марганца (II).

Практическая работа № 10. Окислительные свойства перманганата калия.

Тема 9.

Металлы побочной подгруппы VIII группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (3ч)

Строение атомов элементов семейства железа. Свойства железа, кобальта, никеля. Сплавы этих металлов, их применение. Оксиды, гидроксиды, соли кобальта и никеля, свойства и применение этих соединений. Изготовление изделий из металлов методом порошковой металлургии.

Практическая работа № 11. Получение и окисление гидроксида кобальта (II). Получение и окисление гидроксида никеля (II).

Тема 10.

Металлы в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (2ч)

Закономерности изменения металлических свойств элементов и образуемых ими простых веществ. Закономерности изменения свойств соединений металлов в периодической системе.

Почасовое планирование курса

Темы занятий

1

Ознакомление учащихся с планом и содержанием занятий, с правилами техники безопасности.

2

Современные представления о природе электрона. Понятие о s, p, d, f –элементах

3

Виды химической связи. Химические связи в металлах

4

Кристаллические решетки металлов, их типы

5

Дефекты кристаллической решетки металлов. Коррозия металлов

6

Виды сплавов, их строение, способы получения

7

Характерные физические и химические свойства металлов

8

Окислительно-восстановительные реакции, в которых участвуют металлы

9

Химическая и электрохимическая коррозия металлов

10

Практическое занятие № 1 “Типичные реакции металлов и их соединений”

11

Практическое занятие № 2 “Опыты по коррозии металлов”

12

Металлы побочных подгрупп I-ой группы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева. Золото и серебро

13

Производство меди

14

Практическое занятие № 3 “Взаимодействие меди с азотной и серной кислотами. Окрашивание пламени спиртовки солями меди”

15

Практическое занятие № 4 “Получение оксида меди (II). Окислительные свойства меди (II)”

16

Металлы побочных подгрупп II-ой группы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева. Цинк и его соединения

17

Гидроксид цинка: амфотерность, ее причины

18

Практическое занятие № 5 “Взаимодействие цинка с соляной, азотной, серной кислотами”

19

Металлы побочной подгруппы III-ей группы. Лантаноиды и актиноиды.

20

Металлы IV-ой группы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева. Олово и свинец

21

Титан и его соединения. Производство титана

22

Практическое занятие № 6 “Отношение свинца и олова к разбавленным кислотам и щелочам”

23

Металлы побочных подгрупп VI-ой группы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева. Хром и его соединения

24

Практическое занятие № 7 “Получение соединений хрома”

25

Практическое занятие № 8 “Переход хромата калия в дихромат калия и дихромат в хромат”

26

Металлы побочных подгрупп VII-ой группы П. С. Х. Э. Д. И. Менделеева. Марганец и его соединения

27

Технеций и рений. Их свойства , применения

28

Практическое занятие № 9 “Получение и свойства гидроксида марганца (II)”

29

Практическое занятие № 10 “Окислительные свойства перманганата калия”

30

Строение атомов элементов семейства железа. Свойства железа, кобальта, никеля и их сплавов.

31

Изготовление изделий из металлов методом порошковой металлургии

32

Практическое занятие № 11 “Получение и окисление гидроксида кобальта (II) и гидроксида никеля (II)”

33

Закономерности изменения свойств металлов и их соединений в периодической системе

34

Практическое занятие №12 Экспериментальное решение задач по теме “Химия металлов”

35

Итоговое занятие. Решение расчетных задач по теме “Химия металлов”.

36

Итоговое занятие