Урок литературного чтения. УМК "Гармония" (2-й класс) по теме "Сергей Воронин. "Храбрый клоун"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Познакомить с писательской деятельностью Сергея Воронина, с его литературной сказкой “Храбрый клоун”.
  • Формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения.
  • Формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально.
  • Развивать творческие способности, через задания, обучающие иллюстрированию (словесному, музыкальному); выразительное чтение.
  • Развивать речь, воображение, память, логическое мышление; расширять словарный запас (формировать умение работать с толковым словарём).
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться самим собой – настоящим человеком.

Ход урока

  1. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит муз. оформление “Звуки улицы”)

Однажды, гуляя по улице, я случайно набрела на МАСТЕРСКУЮ КУКОЛ. Я подошла к двери и прислушалась. За дверью раздавались взволнованные голоса, куклы перебивая друг друга рассказывали захватывающую историю о … А впрочем, об этом чуть – чуть позже. (Открывается доска)

Эту историю услышал и пересказал писатель Сергей Воронин, а называется сказка “Храбрый клоун”.

  1. Первичное восприятие.

Перед тем как и мы с вами окунёмся в мир сказки, давайте подготовимся, чтобы показать себя достойными читателями.

Задания перед чтением:

Карточка задание № 1.

  • Рассмотрите портреты писателей.
  • Узнайте, кто на них изображён.
  • Найдите портрет неизвестного вам человека.

Это писатель Сергей Воронин.

        

        

<Рисунок 1>

Карточка задание № 2.

  • Рассмотрите картинки.
  • Узнайте, что на них нарисовано.
  • Соедините иллюстрацию со словом – названием.

     

  

<Рисунок 2 >

Карточка задание № 3.

  • Прочитайте слова, записанные на карточке.
  • Попробуйте сформулировать значение данных слов, основываясь на собственном опыте.

(Карточка из рисунка 1)

Карточка задание № 4.

  • Прочитайте слова, записанные на карточке.
  • Найдите их значение в толковом словаре.
  • Приготовьтесь прочитать вслух.

(Карточка из рисунка 1)

Карточка задание № 5.

  • Прочитайте название произведения.
  • Предположите, кто может стать героем данного рассказа.
  • Рассмотрите предложенные вам иллюстрации.
  • Выберите предполагаемых участников событий данного литературного произведения.

     

      

<Рисунок 3>

Задание для оставшихся учащихся:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Читай целыми словами.

КРИК-КРИКНУЛА-ВСКРИКНУЛА

  • Читай внимательно.

УВИДЕЛ- УВИДАЛ
ЗАРЫЛАСЬ-ЗАКРЫЛАСЬ

-Чем отличаются данные слова?

  • Читай правильно.

ПОЖАЛУЙСТА, ДОБРАТЬСЯ.

Проверка выполненных заданий по группам.

  1. Портрет + небольшой рассказ учителя о С.Воронине
  2. Толкователи по картинкам.
  3. Толкователи. (опыт)
  4. Толковый словарь.

Особое внимание уделяем слову ЛИТАВРЫ (муз. фрагмент со звучанием данного инструмента)

  1. Герои рассказа.

Тренировочные упражнения для всех.

Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

СПУС-КАЙ-ТЕСЬ — СПУСКАЙТЕСЬ
ПО-ПА-ДА-ЛОСЬ — ПОПАДАЛОСЬ
ПРЕ-КРАС-НО — ПРЕКРАСНО
ВОЛ-НЕ-НИ-Е — ВОЛНЕНИЕ
ИС-ТЕР-ЗАН-НЫЙ — ИСТЕРЗАННЫЙ
ВОС-ХИ-ЩА-ЛИСЬ — ВОСХИЩАЛИСЬ

Чтение самостоятельно детьми до слов …Сверкали зубы…(Слабо читающий ученик читает одновременно с записью данного отрывка на магнитофоне. Используются наушники. “чтение в установленном темпе”)

Дальше читает учитель.

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Всех ли героев мы видим на доске?

Вернуться к слову ЛИТАВРЫ. (Звенели, а они гремели. Автор добавил звуки в момент боя, чтобы усилить впечатление)

ФИЗМИНУТКА – УПРАЖНЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ ВАЛЬСА

  1. Повторное чтение и литературно-художественный анализ текста.

Карточка задание № 6.

  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
  • Найдите в тексте предложение или отрывок, в котором описывается изображённое на картинке событие.
  • Приготовьтесь прочитать вслух.

Карточка задание № 7.

  • Прослушайте музыкальный фрагмент.
  • Подумайте, какое событие рассказа могло бы произойти под это музыкальное сопровождение.
  • Приготовьтесь прочитать вслух.

(Используется муз. фрагмент из балета “Щелкунчик” - “Мышиный король”)

Карточка задание № 8.

  • Прочитайте предложенные вам пословицы.
  • Подумайте, которые из них передают основной смысл данного литературного произведения.
  • Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.

<Рисунок 4>

Карточка – задание № 14.

  • Внимательно прочитайте рассказ.
  • Рассмотрите иллюстрации.
  • Установите порядок происходящих событий.
  • Разложите иллюстрации в нужном порядке.

(Работа с деформированным картинным планом – иллюстрации к произведению)

Дополнительные вопросы:

Карточка задание № 9.
  • Найдите отрывок о том, как мастер переделывал солдата клоуна.
  • Каким голосом нужно читать слова клоуна?
  • Распределите слова автора и клоуна.
  • Прочитайте выразительно отрывок.
Карточка задание № 10.
  • Найдите описание куклы Светланы.
  • Зачитайте.

Задание для оставшихся без задания ребят.

Задание для оставшихся без задания ребят.

Карточка задание № 11.

  • Найдите отрывок, в котором автор описывает, как выглядел солдат в начале, в середине и в конце рассказа.
  • Приготовьтесь прочитать.

Карточка задание № 12.

  • Как менялось отношение мастера к игрушке, в чём это выражалось?
  • Обоснуйте своё мнение, используя слова из текста.

Карточка – задание № 13.

  • Найдите в тексте описание крысы и её поведения.
  • Приготовьтесь к выразительному чтению вслух

Проверка работы групп.

  1. Подведение итогов:

О чём самом главном хотел сказать автор своим произведением?

Д/з стр. 114-115 приготовиться к выразительному чтению, задание по тетради.