Как планировать семейный бюджет

Разделы: Технология


Цель:

  • систематизировать знания о бюджете, доходах и расходах семьи;
  • развить умения и навыки составления семейного бюджета;
  • воспитывать чувства ответственности перед членами семьи.

Оборудование: ПК, наглядное пособие, раздаточный материал, калькуляторы, презентация (см. Приложение).

“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс. Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.

Ход урока

I. Организационнй момент

  1. Проверить подготовленность учащихся к уроку.
  2. Сообщить учащимся тему и цель урока.

Данный урок – практический, по теме “Бюджет семьи”. Мы проведем его не совсем обычно: это будет совместная работа мальчиков и девочек

II. Вводный инструктаж

Повторить пройденный ранее материал по вопросам:

  1. Что такое бюджет семьи? (Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.)
  2. Расскажите о структуре семейного бюджета. (Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы.)
Семейные доходы
(в % к общему доходу семьи)
% Семейные расходы
(в % к общим расходам семьи)
%
1. Заработная плата членов семьи

2. Пенсии, стипендии, пособия

3. Доход от личного подсобного хозяйства

4. Доход от других источников

(– ценных бумаг;

– от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

– выплат и льгот от общественных организаций;

– от предпринимательской деятельности)

80

9

4

7

1.Обязательные платежи

2. Питание

3. На непродовольственные товары

4. На культурно-бытовые услуги

5. Накопления, сбережения

25

40

20

10

5

  1. Что такое доход? Совокупный доход? (Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которые заработали ее члены. Ни копейки больше.)
  2. Что такое расход? (Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги. Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период. Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными).)
  3. Денежные расходы семьи делят на три основные группы:
  • личное потребление;
  • налоги и другие обязательные и сбережения.
  • денежные накопления платежи

Какие вы знаете обязательные платежи? (Обязательные платежи: налоги; взносы в общественные и кооперативные организации, в ЖСК; погашение ссуд в банке, кредитов; оплата коммунальных услуг, детсада; транспортные расходы; дополнительные услуги образования – кружки, секции.)

  1. Что такое коммунальные услуги? (Оплата коммунальных услуг включает плату за отопление, газ, воду, радио, телефон.)
  2. Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг. (Для того, чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого.)
  3. В чем разница между кредитом и ссудой? Назовите условия, при которых выдается кредит. (Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие. Организация, так и любой человек.

Условия, при которых дается кредит:

  • платежность( уплата % за пользование кредитом);
  • срочность ( возвращение денег в точно назначенный срок);
  • возвратность ( обязательный возврат всей суммы долга с учетом %)

III. Практическая работа

Разделить учеников на группы, определить задания (случайный выбор):

Состав семьи:

  • папа, мама, двое детей (студент и школьник);
  • папа, мама, ребенок (садик), бабушка (не работающая);
  • папа, мама, 2 ребенка (оба в садике);
  • папа, мама, 1 ребенок(школьник), дедушка, бабушка;
  • папа, мама, сын-студент, дочь-школьница, дедушка;
  • папа, мама, 2 ребенка (оба школьники), дедушка, бабушка.

Профессии родителей:

  • папа адвокат, мама учитель;
  • папа слесарь, мама юрист;
  • папа водитель, мама психолог;
  • папа учитель, мама домохозяйка;
  • папа программист, мама продавец;
  • папа автомеханик, мама врач

Социальное положение старшего поколения:

  • дедушка – пенсионер;
  • бабушка – пенсионер и работает сторожем;
  • дедушка – пенсионер и работает дворником;
  • бабушка – пенсионер;
  • дедушка –пенсионер. Работает водителем.

Бытовые условия семьи:

  • 2-х комнатная квартира;
  • 4-х комнатная квартира;
  • 3-х комнатная квартира.

Задание:

  1. Необходимо составить бюджет семьи на месяц
  2. Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью теста:

Тест по проверке своих способностей в управлении семейной экономики

Вопросы тестирования Да Нет Сведения приблизительные, мнение неопреде-ленное
1. Знаенте ли вы, сколько денег осталось до зарплаты? 20 5 7
2. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей? 7 20 6
3. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр? 25 2 11
4. Покупаете ли про запас постельное белье? 1 18 8
5. Заказываете ли вы такси, когда ехать далеко, а на улице дождь? 4 16 6
6. Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах? 2 24 12
7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для покупки вещей? 11 14 3
8. Берете ли вы ссуды? 17 5 6
9. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику? 9 15 3
10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок? 14 3 5
11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли, малоимущим или в благотворительные организации? 9 9 0
Итого:  

Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30–40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40–100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцев, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100–170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170–180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом “полная чаша”. В вашей семье часто говорят: “Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи”.

IV. Заключительный инструктаж

  1. Подвести итоги работы за урок.

Как часто приходится слышать от знакомых людей сетования по поводу нехватки денег. И ведь не хватает-то каких-нибудь 100-200 рублей. А знаете ли вы, что в переводе с древнегреческого слово “экономика” означает не что иное, как “умение вести домашнее хозяйство” Нет ничего предосудительного в том, чтобы вести скрупулезный подсчет семейных денег и так планировать свои расходы, чтобы они были или меньше или равны доходам.

Законы домашней экономики просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.

Итак, каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия:

  • учет;
  • планирование,
  • организация;
  • контроль.

Слова эти звучат по-бухгалтерски. Но без усвоения и применения на практике этих понятий всерьез заниматься семейной экономикой невозможно.

Ключевое слово в экономике – учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.

Статьи семейного бюджета тоже нужно выстраивать, исходя ихз доходов. Вы должны знать, что вы можете себе позволить, а чего нет. Знаете ли вы, какая часть доходов у вас уходит на питание, на транспорт, на коммунальные услуги, на одежду и т.д.? Нет? А знать необходимо. Это ориентиры, по которым вы будете сверять экономический курс своей семьи.

Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.

Отметить, кто из учащихся добился хороших результатов работы.

Выставить оценки за работу каждому учащемуся.

(Приложение)