Технология мастерских на уроках литературы

Разделы: Литература


Основанная на идеях Ж-Ж Руссо, Л.Н Толстого, С. Френе, Л.С. Выготского и разработанная "Французской группой нового образования, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

В мастерской не просто учитель, руководитель познавательно - творческого действа, а Мастер. Он создатель того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.

Здесь каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):

  • Предъявление индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы.
  • Организация поиска ответа на проблемный вопрос.
  • Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.
  • Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Итак, вывод:

  • "Мастерскую можно только "прожить"!"
  • "Вызов традиционной педагогике"
  • Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
  • "Все свободны!".
  • Интенсивные методы обучения и развития.
  • Новый тип педагога.
  • Пафос изложения идей и точное психологическое воздействие.

Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях сельской школы на основополагающих принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н.Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою, педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н.Ильин).

Как учитель-словесник иду к детям с Словом - этой "маленькой Вселенной", чтобы, открывая ее тайны, пробуждать чувства, мысль; создавать образы, обретать смыслы (Слово - Образ - Смысл).

Урок-мастерская по миниатюре В.Солоухина из цикла "Камешки на ладони"

Тема занятия: "Держать свою высоту!".

С чего начнем урок? Конечно, со слова о писателе, его миниатюрах "Камешки на ладони" и выразительном чтении его миниатюры. И сразу же постановка проблемы: прослушав текст, подумайте над вопросом: "Что значит - держать высоту?"

У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!

Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами.

Все можно. Нельзя только одно - терять высоту! Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идешь как бы и не к вершине, все равно ты становишься выше, то есть ближе к цели.

Итак, нельзя терять высоту! В. Солоухин

Работа по группам.

Проведем анализ читательского восприятия. Обсудите в группах следующие вопросы:

  • Каковы ваши первые впечатления от прочитанного произведения?
  • Были ли трудности в восприятии и понимании текста, если да, то какие?
  • Какие вопросы вам хотелось бы обсудить в классе?

Время обсуждения - 2 мин. На каждый вопрос отвечает представитель группы, на ответ отводится не более 1 мин. Вопросы для каждой группы одинаковы.

При ответе нельзя повторяться, выражая лишь согласие или несогласие, нужно добавить что-то новое к уже прозвучавшему ответу.

Ответы учащихся на первый вопрос. Самооценка

А теперь организуем поиск ответа на проблемный вопрос.

Предлагаю вам самостоятельную работу с текстом: выделите, пожалуйста, художественные детали, ключевые слова. Будем работать в группах по трем заданиям:

  • Первая группа: " Каков путь к намеченной вершине?"

-"крив, сложен, извилист", -"приходится идти в противоположную сторону.

-"петлять, двигаться, не видя самой вершины"

  • Вторая группа: "Человек в пути"

-"иногда приходится идти как бы в противоположную сторону",-"не видя самой вершины за другими скалами", -"все можно", -"нельзя только одно - терять высоту!"

-"ты идешь как бы не к вершине",-"ты становишься выше"

  • Третья группа "Какова цель?"

-"нельзя терять высоту", -"двигаться",-"каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим", -"ты идешь", -"ты становишься выше"

А сейчас давайте обсудим выполненные задания (читаем, дополняем, высказываем мнения).

Продолжим поиски ответа на поставленный проблемный вопрос.

Прошу дать письменный ответ на один из вопросов:

  • Что означает "золотое правило альпинистов"? (обязательно человеку нужна "точка опоры": дом, семья, родина, любовь, - это не даст "сорваться со скалы", ты должен чувствовать их поддержку и идти дальше)
  • Что дает силы человеку двигаться к намеченной цели? (целеустремленность, настойчивость, упорство, выбор своего пути, в то же время помнить, что рядом и другие люди:)
  • Почему "Все можно. Нельзя только одно - терять высоту!" (духовно-нравственным смыслом должен быть наполнен твой жизненный путь)

Звучит стихотворение Левитанского Ю. "Каждый выбирает".

Наступает кульминация нашего творческого процесса. Прошу вас закончить предложение: "С моей точки зрения, держать свою высоту - это значит:".

Выводы, рассуждения учащихся.