Урок гражданина

Разделы: Внеклассная работа


Аудитория: обучающие начальных классов (2-4 класс).

Форма проведения: урок-фестиваль.

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с понятиями: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, гимн, герб”;
  2. Развивать интерес к истории России;
  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход урока

ПЕСНЯ 4б “С чего начинается Родина?” (Приложение 1, СЛАЙД 1).

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

-Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется ваша малая Родина?

ПЕСНЯ 3а “Наш край”.

Продолжим разговор о нашей Родине. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего. А как называется наша Родина?

СЛАЙД 2. (Физическая карта России).

Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то на Камчатке наступает полночь.

ПЕСНЯ 2б “Моя Россия”.

СЛАЙД 3 с пейзажами русской природы.

Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, можно увидеть, белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – ее зеленый наряд – леса. Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, много ли народа населяет такую огромную страну?

  1. По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.
  2. Ее населяют более 180 национальностей и народностей. СЛАЙД карта с областям, национальными костюмами.
  3. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
  4. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано в главном законе нашей страны – Конституции. СЛАЙД конституция Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

ПЕСНЯ 2а “Маленький барабанщик”, 4а “Песня о маленьком трубаче”.

А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

  1. Что такое “символ”?
  2. Какие государственные символы вы знаете?

Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом записано в Конституции. Поднимите руки те, кто видел Государственный Флаг и Государственный Герб России. СЛАЙД герб и флаг.

  1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, на красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничить и попранного конем дракона;
  2. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого цвета, средний – синего, а нижний – красного цвета.
  3. А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России. ГИМН (фонограмма).

Не правда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоить помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

ПЕСНЯ 3б “Пусть всегда будет солнце”.

Наш сегодняшний разговор подходит к концу, мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!