Различные игровые формы и методы работы на уроке как условие повышения мотивации к обучению

Разделы: Начальная школа


Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся. Дидактические игры рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они вносят разнообразие в деятельность детей на уроке, воспитывают интерес, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.

Все игры можно разделить на две группы:

  1. сюжетно-ролевые
  2. игры-упражнения

В сюжетно-ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило.

Однако большую часть пособий составляют игры-упражнения, в которые включены отдельные элементы игры – элемент загадки, игровое действие.

Эта группа игр требует меньше времени на проведение, но сюжетно – ролевые дидактические игры вызывает больший интерес у учащихся, чем игры-упражнения.

Сегодня мне бы хотелось познакомить Вас с дидактическими играми, которые я использую на уроках окружающего мира.

“…Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. Е. Чарушин

 «Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – значит любить и беречь Родину. Человек – часть природы. Любить природу – значит знать ее». М. Пришвин.

Дидактическая игра “В зоопарке”

Цель: закреплять знания учащихся о животных разных стран, условиях их проживания, особенностях приспособления к условиям окружающей среды.

Содержание: на карточках изображены разные животные. Требуется рассказать, где живет это животное, чем питается, как приспособилось к данным условиям. (Дети самостоятельно готовят карточки).

Дидактическая игра “Найди ошибку”

Цель: закреплять знания учащихся о животных, условиях их проживания и особенностях приспособления, о значении их в жизни других животных и растений.

Содержание: на карточке - животное в изображении которого допущена ошибка.

Дидактическая игра “Кто лишний”

Цель: закрепление знаний детей о диких и домашних животных.

Дидактическая игра “Раскрась, что относится к живой природе, растениям, предметам”

Цель игры: закрепление знаний о живой и неживой природе.

Дидактическая игра “Вершки и корешки”

Цель: Расширить знания детей о пользе растений: о том, какие части растения человек использует в пищу, какие растения являются лекарственными, а какие помогают животным.

Отвечая на вопросы этой игры, дети закрепляют словарные слова, узнают историю овощей.

Дидактическая игра “Кто больше?”

Как можно больше написать названий животных/растений за одну минуту.

Дидактическая игра “Домино”

Карточки двух видов. На одной карточке написаны вопросы, на других – ответы.

Дидактическая игра “С какого дерева упали листья?”

На лес налетел ураган. С деревьев сорвал все листья и разбросал их по поляне. Ученику дается задание: определить с какого дерева листок.

Дидактическая игра “Узнай дерево по описанию”

По листьям, по коре, форме крон, плодам.

Дидактическая игра “Какое время года и почему?”

Ученикам предлагается рассказ, прочитав который они должны догадаться в какое время года происходят события, описанные в рассказе и доказать свое мнение выдержками из текста.

Дидактическая игра “Растения, которые нас кормят”

Цель: систематизировать и расширять знания детей о культурных растениях и осенних видах труда, познакомить с трудом хлебороба, овощевода, садовода, уважение к труду, бережное отношение к хлебу.

Представленные игры развивают у детей наблюдательность, кругозор, повышают интерес к чтению и окружающему нас миру. Воспитывают бережное отношение к природе.

Дети легко включаются в данную работу и начинают сами проводить подобные игры, которые помогают им применять полученные знания в повседневной жизни.

Литература:

  1. В.Чаплина “Из жизни зоопарка”
  2. С.С.Ижевский “Таинственный мир насекомых” Москва, изд-во «Лазурь», 2001 г.
  3. «Тайны живой природы. Кто где живет?» Москва, изд-во «Астрель», 2002 г.
  4. «Жизнь леса» Москва, изд-во «Лесная промышленность», 1977 г.
  5. Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд-во «Астрель», 1988 г.

30.05.2009