Проект по формированию у выпускников по специальности 050704 ("Дошкольное образование") профессиональной компетентности

Разделы: Администрирование школы


Процесс модернизации образования в настоящее время сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Важнейшей составляющей этого процесса становятся личностно-ориентированные технологии. Но насколько бы эффективной ни была технология обучения, если неправильно определено содержание образования и содержание обучения, невозможно обеспечить хорошее качество подготовки специалиста.

Образование – это совокупность происходящих в человеке изменений в результате овладения им системой знаний, умений, навыков, опытом творческой деятельности, проявляющихся в формировании мировоззрения личности, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание образования – это тот желаемый конечный результат учебной деятельности, который формулируется в требованиях к выпускнику, т.е. в квалификационной характеристике. Требования к содержанию образования задаются обычно обществом и изменяются вместе с ним. В свернутом виде они должны быть выражены в квалификационных требованиях к специалисту, в более развернутом - в виде компетентностной модели выпускника.

В соответствии с концепцией проекта по формированию у выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование» профессиональной компетентностности по реализации ситуативно-ориентированной технологии в социально-педагогической практике квалификационная характеристика, наряду с предусмотренными стандартом требованиями, включает компетентностно-ориентированный подход:

  • воспитательно-образовательный – осуществление комплексного воспитания и обучения детей в ситуациях, приближенных к жизни; создание педагогически-оформленного жизненного пространства, способствующего успешному всестороннему, свободному и творческому развитию личности ребенка; создание развивающей педагогической среды как условия успешного формирования у ребенка представлений о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной, социальной и экологической целостности и осознанию себя и своего места в этом мире; участие в развитии ребенка как автономной и компетентной личности; организация совместной развивающей деятельности взрослых и детей, основанной на интеграции разных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, общения, бытовой, трудовой);
  • учебно-методический - использование ситуативно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей; владение методами проектов, открытого планирования, осуществляемых на основе систематических наблюдений за действиями, интересами, желаниями детей, служащими побудительной причиной их действия;
  • социально-педагогический - предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности, реализации его позиции, исходя от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия, создание условий для полноценной социализации личности; гибкая организация распорядка дня ребенка.

 Базовые компетенции: основы ситуативно-ориентированного подхода в работе с детьми, теорию, педагогические принципы и практику проектного метода; основы интегрированного метода воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

 Ключевые компетенции: создавать психолого-педагогические ситуации для совместного с ребенком проектирования его жизнедеятельности; осуществлять педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по усвоению окружающего мира; реализовывать проектную деятельность, организовывать свободную игру, направленные на развитие самостоятельности детей, их возможности ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать решения, в том числе и совместные; развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность, ответственность детей за собственные поступки, способствовать самореализации ребенка: учить детей выстраивать партнерские отношения с детьми разного возраста и со взрослыми, уметь осознавать всевозможные пути их социального поведения; уметь интегрировать различные виды деятельности детей дошкольного возраста по единому проекту, уметь осуществлять открытое планировании; работать в разновозрастных группах.

В связи с деятельностью дошкольного отделения по реализации культурно-образовательной инициативы, направленной на внедрение ситуативно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста, одной из основных задач является создание психолого-педагогических условий формирования у выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование» профессиональной компетентности по внедрению данного подхода в социально-педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений г. Томска.

Данный проект направлен на изменение отношения к педагогическому процессу в дошкольном учреждении как к организации различных видов деятельности дошкольников, как к руководству детьми, жесткому планированию, как к формальному, «запрограммированному» обеспечению предметно-пространственной развивающей среды. Данный подход основан на совместной развивающей деятельности взрослых и детей, реализующейся в комплексном воспитании и обучении детей в ситуациях, приближенных к жизни, что создает условия для полноценной их социализации; важнейшим принципом ситуативно-ориентированного подхода является открытое планирование, осуществляемое на основе наблюдений за действиями, интересами, желаниями детей. Данный подход реализуется через проектную деятельность и организацию свободной игры, что способствует самореализации ребенка и формирует в нем самодостаточность. Исходя из всего этого, появляется необходимость создания качественно новой модели подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование» на дошкольном отделении колледжа.

В основе формирования содержания образования и обучения студентов по новой модели лежит выявление профессионально значимых качеств личности, включая ценностно-мотивационные ориентировки и установки; анализ и применение опыта профессиональной деятельности МОУ прогимназии «Кристина»; перестройка форм, методов и приемов обучения в направлении расширения практикоориентированного и проблемно-исследовательского подхода к обучению.

При разработке содержания образования должны быть учтены: возможность профессионального роста специалиста, изменения в подходах к образованию и воспитанию, возможность правильной оценки своей профессиональной деятельности, возможность принятия творческого решения, развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений, умения прогнозировать пути развития педагогической ситуации и вносить педагогические предложения.

Итак, содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение. Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели. В качестве содержания обучения выступает учебная информация и комплекс задач и заданий, обеспечивающие в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний, овладения определенной системой умений и навыков, формирования определенных мировоззренческих и профессионально значимых качеств личности. В свернутом виде содержание обучения представлено в виде учебного плана, более развернуто – в учебных программах, полно оно раскрывается в содержании учебников, учебных пособий, дидактических материалов, в сообщении учебной информации преподавателем.

При формировании содержания обучения в соответствии с новой компетентностной моделью использовано время, предусмотренное Государственным образовательным стандартом на региональный компонент и специализацию, а также факультативные дисциплины. Так, в качестве дисциплин регионального компонента предлагается ввести: дидактику и методику в количестве 138 часов, ТРИЗ и РТВ в количестве 38 часов, моделирование в количестве 28 часов. В модуль учебного плана по специализации включены следующие дисциплины: методическая система личностно-ориентированного образования в количестве 28 часов, практикум по использованию проектного метода в ДОУ в количестве 36 часов, методики развития в разновозрастных группах (38часов), практикум по психологии общения в детских группах (38 часов), методику социального развития (28 часов), человековедение (30 часов), социальную психологию (30 часов). Факультативные дисциплины включают в себя: практикум по самопознанию, основы ситуативно-ориентированного подхода в работе с детьми, психологию семьи, семейную педагогику, педагогические технологии, теорию и практику Монтессори, технологию игры, детское речетворчество, валеологию, работа с одаренными детьми, организацию воспитания и обучения детей в группах кратковременного пребывания, маркетинг. Формированию коммуникативных навыков, необходимых в осуществлении ситуативно-ориентированного подхода, способствуют дисциплины по выбору: основы риторики, речевой этикет, театрализованная деятельность, театр для детей. Таким образом, предлагается реализовать экспериментальный проект через внедрение качественно новой специализации с присвоением выпускникам квалификации – воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области ситуативно-ориентированного подхода.

Далеко не все, что изучается в учебном заведении, будет прямо использовано в профессиональной практической деятельности. Скажем, дисциплины гуманитарного, социально-экономического или естественнонаучного цикла направлены на расширение кругозора, развитие логики, профессионального мышления, предназначены для теоретического обоснования общепрофессиональных и специальных дисциплин и, что немаловажно, для формирования ценностного отношения личности к объекту познания, очень важного для эмоционально-мотивационной сферы. Особое внимание этим дисциплинам необходимо уделять межпредметным связям, привлекаемых для «обслуживания» ведущего профессионального контекста.

При формировании содержания профессионального образования возникают протвиворечия между предметным характером обучения и целостным, интегрированным, межпредметным характером профессиональной деятельности, между теоретическим характером обучения и реальной практической профессиональной деятельностью. Популярный «рецептурный» характер обучения делает содержание обучения узким, ограниченным. Учет этих противоречий - обязательное условие при разработке содержания образования и обучения.

 Не секрет, что предмет иногда формируется исходя из логики науки без ориентации на целостную профессиональную деятельность. В связи с этим необходимо определить назначение каждой дисциплины в системе подготовки специалистов, выявить наиболее значимые профессиональные задачи, решаемые на основе знаний, получаемых по каждой дисциплине, определить с учетом этого целесообразную структуру учебного курса, разработать соответствующие практические задачи и задания.

Для обеспечения обновления содержания нужны соответствующая методика, а также механизм преобразования имеющихся и прогностических сведений по реализации проекта в конкретную учебную информацию. В основе формирования содержания как образования, так и обучения лежит анализ профессиональной деятельности – метод, используемый на всех этапах разработки образования и обучения – от определения квалификационных требований к специалисту до выбора завершающих форм обучения. Для нас это прежде всего опыт МОУ прогимназия «Кристина».

Большое значение на этапе формирования учебно-программной документации имеет выявление межпредметных связей, что позволяет не только оптимизировать учебный процесс, но и делает знания более структуированными, гибкими и подвижными.

Все учебные программы основных циклов дисциплин плана учебного процесса (общие гуманитарные и социально-экономические, математические и общие естественнонаучные, общепрофессиональные и предметной подготовки) должны включить в себя образовательные и воспитательные задачи, направленные на формирование у выпускников компетенций по реализации ситуативно-ориентированной технологии в социально-педагогической практике ДОУ, должны быть конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника с учетом компетентностного подхода. Всем преподавателям, составляющим программы, необходимо конкретизировать степень участия данной дисциплины в решении задач экспериментальной программы. Всё это необходимо отразить в пояснительной записке, в основных требованиях к знаниям и умениям выпускников. Каждый раздел программы должен включить соответствующие дидактические единицы, перечень практических занятий, курсовых проектов (при наличии), объем и содержание самостоятельной работы, перечень литературы и средств обучения.

Для решения сложных комплексных задач необходимо использовать межпредметные формы организации учебного процесса: практикумы, практические занятия, деловые игры. Всё это должно лечь в основу устранения противоречий между дисциплинарным и целостным, интегрированным характером обучения профессиональной деятельности.

Составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса является профессиональная практика, на которую отведено 246 учебных часов. Её назначение – подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности, в том числе по реализации ситуативно-ориентированной технологии в социально-педагогической практике ДОУ. В связи с этим практика учебным планом предлагается в виде погружения во 2, 3, 4 и 5 семестрах по 2 недели, летняя практика в конце 2 курса, преддипломная в течение 4-х недель в 6 семестре. Составной частью профессиональной образовательной программы является Положение о профессиональной практике студентов, составленное исходя из особенностей данного проекта.

Средние специальные учебные заведения находятся сегодня в сложных условиях радикальных социально-экономических перемен, однако наряду с этими условиями не следует забывать и о необходимости позитивных изменений в дошкольном образовательном пространстве, направленных на развитие автономной и компетентной личности ребенка, способной в будущем к полноценной самореализации.

 Литература

  1. Дошкольное и начальное образование в ХХI веке. Теория и методика / Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ, Томск, 2002.
  2. Лисовская, Н. Б. Психологическое сопровождение профессионального становления студентов как фактор повышения качества образования./ Н. Б. Лисовская // Вестн. практ. психологии образования. – 2007. – № 4.
  3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга, Педагогическое общество России, М. - 2001.