Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе

Разделы: Русский язык


План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.
    1. Словарная работа.
    2. Работа с текстом.
  4. Постановка проблемы и её фиксация.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Подведение итогов.
  7. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу и начнем занятие. Хлопнем в ладоши два раза, повернёмся к соседу и хлопнем в ладоши друг друга. А теперь садитесь. Хорошее настроение, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов! Сегодня на уроке мы вспомним три типа склонения существительных, повторим правописание падежных окончаний существительных. Ваша задача в ходе совместной работы в группах выяснить, в каких же случаях пишется в окончании -И. Сядьте ровно, откройте тетради, запишите число и тему урока: “Правописание падежных окончаний имён существительных”.

Приложение 1

2. Актуализация знаний.

А сейчас внимание! Перед вами три иллюстрации.

Это трудное заданье,
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.

  • Перед вами три иллюстрации. Что и кто изображён на рисунках?
  • Посоветуйтесь в группах, по какому принципу распределены слова, обозначающие предметы, на рисунках? (На рисунках изображены предметы, обозначающие слова, относящиеся к I, ко II, к III типу склонения).
  • Что и кто изображён на этом рисунке? К какому склонению относятся названные вами слова?
  • Как быстро и правильно определить склонение существительных? В какую форму нужно поставить имя сущ.? А теперь обратите внимание на алгоритм. Вы верно ответили.
  • Какие существительные относятся к I, ко II, к III типу склонения?

Мы вспомнили 3 склонения существительных. А сейчас послушайте…

3. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.

Учитель достаёт старинную бутылку, облепленную засохшими водорослями, вынимает письмо: Однажды море прибило к берегу вот эту бутылку, а в ней – письмо. Точнее, дневниковая запись одного путешественника. Сейчас мы сможем её прочитать. (Читает ученик)

5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна разбилась о скалы, и мы высадились на какой-то остров в океане.

6 июля. Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость и блаженство! Я стал собирать гербарий для своей коллекции. Трудности позади.

8 июля. Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Изморось, слякоть, холод. У всех на душе – печаль и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие ещё неприятности предстоит вынести экспедиции? Мы решили написать в письме о нашем приключении.

Экспедиция оказалась в беде. Хотите помочь путешественникам? Всё в ваших руках! Это не простой документ, а заколдованный. Какие качества, черты характера должны проявить люди, чтобы спастись? (Взаимовыручка, сплочённость, коллективизм, желание помочь людям, не унывать, верить в спасение). Эти качества помогут и вам при работе в группах, прислушайтесь к мнению друг друга.

3. 1. Словарная работа.

Сейчас мы проведём небольшое исследование. В тексте встретилось слово “изморось”. Перед вами два предложения: На побережье летом часто бывает изморось.

В тихую зимнюю погоду на ветках деревьев наросла изморозь.

Нам встретились слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

А что они обозначают? Определите, какой у них корень? (Моросящий, мельчайший дождь – рыхлые снегообразные кристаллы льда). Учитель на доске, остальные в тетрадях: ИЗМОРОСЬ – ИЗМОРОЗЬ. (Выделяют корень)

Такие слова в разделе науки о языке – фонетике – называются омофоны (от греч. homos – одинаковый, phone – звук).

3.2. Работа с текстом.

А сейчас для вас задача,
Пусть не покинет вас удача!

Чтобы помочь морякам, вам нужно отыскать в этом документе существительные, записать на листах в начальной форме, выделить окончание. Первая и вторая группа выписывают существительные 1 скл, третья и четвёртая – 2 скл, пятая и шестая – 3 скл. (Затем остальные проверяют друг друга).

первое

второе

третье

Экспедиция
Беда
Шхуна
Скала
Красота
Синева
Трава
Погода
Душа
Коллекция

Июль
Положение
Остров
океан
небо
солнце
блаженство
гербарий
настроение
Холод
Письмо
Приключение

Зелень
Радость
Трудность
Изморось
Слякоть
Печаль
Озабоченность
Неизвестность
Неприятность

Назовите существительные первого склонения. Какие выписали существительные второго склонения? Добавьте те слова, которые не прозвучали.

4. Постановка проблемы и её фиксация.

Итак, все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

Вспомните правописание падежных окончаний существительных. Рассмотрите таблицу, обсудив в группах, сделайте вывод об особенностях правописания падежных окончаний существительных в единственном числе. К какому выводу вы пришли, в каких случаях пишем в окончании -И, в каких -Е?

Определите падеж и окончание существительных из предложения: Мы решили написать в письме о нашем приключении.

(Пр.п., -и) Почему так получилось? Неверно определили склонение или слово написано неправильно?

Эту проблему нам предстоит решить. Почему слово “приключение” относится к первому склонению? (ср. р., окончание -Е). Сравните с другими существительными второго склонения. (Слово “приключение” оканчивается на -ие).

Найдите слова другого – женского рода – из первого склонения, отличающиеся от других гласной, стоящей перед окончанием.

В первом и во втором склонении есть не совсем обычные слова, при изменении их по падежам они имеют окончания другого типа. Рассмотрите таблицу, сделайте вывод о правописании падежных окончаний существительных, оканчивающихся на -ие (ср. р.), -ий (м.р.), -ия (ж. р.). Прочтите правило на стр. 203. В окончании каких существительных мы должны писать букву -И?

Если вы сомневаетесь, какую букву написать в окончании таких слов: -Е или -И, знайте, нужно писать только -И.

Прочтите предложение: “Какие ещё неприятности предстоит вынести экспедиции?” Определите склонение и падеж существительного. Моряк был грамотным человеком, слово “экспедиции” он написал правильно, объясните, почему в окончании -И?

5. Закрепление.

В бутылке было ещё одно письмо. Но оно так размыто, что некоторые буквы неразборчивы.

Есть для вас ещё игра,
Постарайтесь, детвора.
Разгадайте-ка секрет,
Дайте правильный ответ.

Чтобы спасти моряков, нам потребуется восстановить текст. Выпишите существительные с пропущенными орфограммами, определите склонение, выделите окончание.

9 июля. Ночь. В темноте ничего не видно. Здесь, в пещер… я вспоминаю о гербари…, о том, как на днях купался в океан…, бродил по суш.... А сейчас сидим в сырост…, во мрак... Слышу голос капитана. Он сообщает всей экспедици… о землетрясени…, об извержени… вулкана на остров…. Но наш испуг быстро проходит. Мы полны решимост… бороться. Мы оказались в затруднени…, но найдём выход из этой неприятной ситуаци...

6. Подведение итогов.

  • С каким новым правилом вы познакомились на уроке?
  • Что помогло нам прийти к правильному выводу? Какие черты характера помогают людям решать проблему, находить выход из трудной ситуации?
  • Оценки
  • Мы дружно и хорошо поработали. Перед вами таблица. Ответьте на вопросы, поднимая жетоны соответствующего цвета.
 

да

пока нет

1. Я уверен в себе

   

2. Я могу быть организован

   

3. Я легко работаю в группе

   

4. Я могу ясно выражать мысль

   

Если больше красного: Вам ещё предстоит работать в группах.

Больше синего: Хорошо умеете работать в группах.

7. Объяснение домашнего задания.

Придумайте продолжение приключений моряка, каким образом экспедиции удастся выбраться с острова и попасть домой. Для того, чтобы выполнение домашнего задания не вызывало трудностей, назовите (запишите) слова, которые помогут экспедиции выбраться с острова. (Учащиеся сами называют слова: стойкость, смелость, упорство, удача, везение, сплочённость, коллективизм и т. д.)

Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания.

Литература: Рик. Т. Г. Русский язык: Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: ООО “Издательство Астрель”, 1999.