Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе

Разделы: Русский язык


На уроке присутствовали учителя различных школ города и автор федеральных учебников по русскому языку 5-9 классов д.п.н., профессор, заведующая Лабораторией методики преподавания русского языка РАО Львова С.И.

Цели:

  • совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ текста;
  • учить текстопостижению и тексторождению;
  • развивать логическое мышление, формировать культуроведческую компетенцию;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • прививать эстетическую культуру.

Оборудование:

  • опорный конспект “Типы речи”;
  • аудиокассета с фрагментом Первой симфонии П.И. Чайковского “Зимние грёзы”;
  • альбом Е.Н. Колокольцева “Развитие речи. Репродукции картин”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Разминка.

Проверка домашнего задания. Дома учащиеся готовили “биномы фантазии”: берёза – снег; рука – берёза; берёза – облако.

Ученики читают свои “биномы”. Класс слушает и выбирает лучшие миниатюры.

Примеры “биномов”:

  1. Берёзы сияли в лучах солнца. Белые, гибкие веточки их, как руки, протянулись к нам и шептали ласковые слова.
  2. Нет дерева белее, чем летнее облако. Только берёза может порадовать нас удивительной белизной.
  3. Хорош берёзовый лес во всякую пору. Особенно поздней осенью. Берёзы такие же белые, как первый снег.

Учитель.

Подведём итоги. Чья работа отличается смелостью мысли?

Что же явилось точкой соприкосновения непохожих имён существительных? Давайте посмотрим, случайно ли это. Пользуясь этимологическим словариком, данным в 3 части учебника, объясните происхождение слова “берёза”.

Ученики работают со словарём, отвечают.

Учитель.

Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Как бы вы объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его отличительные признаки?

Ученики: единство темы, наличие главной мысли, относительная законченность, смысловая и грамматическая связь, логическая связь.

Учитель.

Назовите раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения.

Ученики:

Текстоведение – раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения – тексты, особенности построения и содержания, языковые средства связи предложений в тексте.

3. Постановка целей и задач урока.

4. Проверочная работа по вариантам – тест № 3 (по вариантам) 1-4 задания, взаимопроверка.

5. Работа с текстом учебника. Упр. 221.

Учитель.

Итак, сегодня мы продолжим разговор о тексте. Учась у мастеров слова, будем постепенно овладевать законами сочинительства. Почти на каждой страничке нашего учебника есть задания “Мини-сочинения”. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное), мы спокойно подойдём к большим работам. Давайте поработаем с миниатюрой В. Бочарникова в учебнике (упр. № 221). Работа по заданиям учебника:

  1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Определите тип речи.
  2. Ученики: “Весёлая берёза”, рассуждение с элементами описания.

  3. Какова основная мысль текста? Согласны ли вы с ней? Каким способом автор обосновывает свою точку зрения?
  4. Ученики: Самая притягательная берёза – весенняя. В рассуждении используется описание предмета – показать отношение к любимому предмету, используется лексический повтор, эпитеты “весенний” и др.

  5. Определите способ связи предложений в тексте. Случайно ли выбран именно такой способ связи? Обоснуйте своё мнение.
  6. Ученики: Связь параллельная. Последующие предложения развёртывают, конкретизируют смысл первого. Повторы при параллельной связи – средство экспрессивное, для подчёркивания, выделения чего-либо. Здесь для выделения главной мысли.

  7. А как вы понимаете словосочетание “весёлая берёза”? Подберите синонимы. Обратитесь к нашему любимому словарику синонимов (учебник, ч.3,с.50).

Ученики самостоятельно работают: подбирают синонимы, используя словарик синонимов, записывают в тетрадь.

6. Работа с текстом (упр. № 60 рабочей тетради. (стр. 69)

Учитель. Зимние берёзы смотрятся холодно, - считает В. Бочарников. А как считает И.С. Шмелёв?

Выразительное чтение текста учителем.

  1. Понравился ли вам текст? Почему?
  2. Ученики: Яркий, образный, красочный, выразительный.

  3. Вернёмся к началу урока. Вспомните биномы фантазии. Что явилось точкой соприкосновения для их создания? Вспомните этимологию слова “берёза”. Найдите биномы во второй части текста. Объясните их. (Берёзы – белые видения) Что явилось точкой соприкосновения для их создания?
  4. Зачем автор использует так часто восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке? Ученики: Восклицательные знаки – повышенная эмоциональность, восхищение; многоточие – знак умолчания – сильное выразительное средство. Умолчание обычно рассчитано на то, что читатель продолжит мысль автора, что это вызовет у читателя определённые эмоции. Недаром русская пословица гласит: “Слово – серебро, молчание – золото”.
  5. Посмотрите на фигуру умолчания, дайте волю своим чувствам, представьте зимнюю берёзу. Речь автора прервана. Ваша задача – творчески завершить её и написать о поразившем вас видении берёзки в зимнюю пору. В этом нам поможет музыка замечательного русского композитора П.И. Чайковского и репродукции картин известных живописцев из альбома Е.Н. Колокольцева.

Звучит музыка (Фрагмент из Первой симфонии “Зимние грёзы” (2 часть)). Попробуйте создать текст-описание. Постарайтесь передать своё отношение к предмету описания.

7. Сочинение-миниатюра “Берёзы – белые видения”

Ученики пишут сочинение. Музыка звучит фоном. На партах – открытые альбомы с репродукциями. После того, как отзвучит музыка, ученики читают свои работы. (4-5 работ)

Учитель.

Найдите в каждом сочинении “золотые” слова, “золотые” выражения. Они, возможно, помогут нам отредактировать ваше собственное сочинение, сделать его по-настоящему “золотым”.

8. Домашнее задание.

Учитель: Чтобы вы хотели дома сделать после нашего урока?

Ученики: 1) Дописать сочинение. 2) Написать сочинение о берёзе в другое время года.

9. Итоги урока.

Ребята, какая часть урока и какая высказанная на уроке мысль позволит вам писать интересные сочинения? Что нового вы узнали? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

А я сегодня поняла, что среди вас много художников, тонко чувствующих красоту слова.