Решение задач на нахождение третьего слагаемого

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствовать навыки решения задач на нахождение третьего слагаемого, вычислительные навыки умножения и деления, навыки нахождения площади геометрических фигур.

Оборудование: магнитофон, геометрические фигуры, формулы, опора “Нахождение площади прямоугольника и квадрата”, раздаточный геометрический материал, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок мы посвятим решению задач.
Решая задачи, о многом можно узнать.
Задачи учат нас рассуждать,
Анализировать, наблюдать, вычислять.

– Ребята, урок математики у нас сегодня будет необычным. Мы поговорим с вами о самом дорогом для каждого человека, а вот о чем, назовите все вместе.

Папа, мама, я –
Дружная … (семья).

– Что такое семья? (Ответы 2-3 детей)

– Правильно, семья – это объединение людей, которые связаны родственными узами и ведением общего хозяйства. Семья нас любит, бережет, заботится о здоровье.

– Посмотрите на формулу семейного счастья.

П + М + Я = СЕМЬЯ

II. Работа с геометрическим материалом.

– Обратите внимание на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры).

– Назовите их. Из этих фигур составьте образы папы, мамы и ребенка. I ряд – папу;

II ряд – маму;

III ряд – ребенка. (3человека работают у доски)

(На доске 3 круга разного диаметра, квадрат, треугольник, трапеция и прямоугольники для изображения рук и ног.)

Остальные учащиеся работают на местах.

– Вспомните, как найти площадь прямоугольника. У вас на столе по 2 прямоугольника (синий и зеленый). Найдите площадь синего прямоугольника. (Проверка.) Как вы ее нашли?

– Отгадайте загадку:

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

– Что это за фигура? Как назвать ее по-другому? Как найти площадь квадрата? Что для этого надо знать?

– Найдите площадь и назовите ответ.

III. Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

– У вас в конверте лежит карточка с задачей о семье Петровых, которая любит собирать осенью грибы. Прочитайте задачу.

– Какие главные слова? Что известно о папе? о маме? о Кате?

Какой вопрос поставили? Запишите решение и ответ прямо на карточках.

– Каким действием вы решали задачу? Прочитайте ответ.

– Как называются числа при сложении? Сколько слагаемых в задаче?

IV. Работа над новой темой.

– Посмотрите на доску. Что изменилось в условии? Как называются такие задачи? (Обратные.) Какая схема подходит к нашему условию? (Приложение 2)

– Какое слагаемое в задаче неизвестно? (Третье слагаемое).

– Какие задачи мы будем решать? (На нахождение третьего слагаемого.)

– Можно ли сразу ответить на главный вопрос?

– Что нужно найти первым действием? Назовите 1 действие. Запишите в тетради.

– Каким действием мы найдем, сколько грибов собрала Катя? Запишите.

– Как проверить решение задачи?

Вывешивается алгоритм первого способа. (Приложение 3).

– Составьте выражение по этой задаче.

– Посмотрите на алгоритм решения задачи другим способом.

(Вывешивается алгоритм 2 способа.) Как решить задачу 2 способом?

Физминутка

V. Закрепление.

– Каждый день папа и мама ходят на работу, чтобы семья была сыта и одета. Посмотрите на страницу 63 учебника и скажите, где и кем работает папа. Как вы думаете, важна ли профессия рабочего? (Ответы детей)

– Правильно. Профессия рабочего трудна и важна. Прочитайте задачу о папиной бригаде и выделите главные слова.

– Что известно про первый день, про второй день?

– Что означает число 24?

– Прочитайте вопрос задачи. Обратите внимание на алгоритмы , которые на доске. Выберете любой способ решения, запишите условие и решите задачу. (2 человека решают задачу у доски с опорой на алгоритм разными способами.)

Проверка решения.

– Как проверить правильность решения задачи?

VI. Самостоятельная работа.

– Наши папы и мамы готовят нас к самостоятельной жизни. Сейчас мы проверим, насколько вы можете работать самостоятельно.

Стр. 63 № 3 – самостоятельно. (Сильные ученики – 2 столбик, средние – 1, слабые – 3.)

VII. Домашнее задание с.63 №4 (по выбору):

  • решить и составить обратную задачу;
  • решить и составить выражение к задаче;
  • решить задачу.

VIII. Итог урока.

Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Какие задачи решали? На что опирались при решении задач? (На схемы.)

А в жизни главная опора – семья.

Сегодня вы доказали, что у вас большая школьная семья, в которой 27 слагаемых.

Все вместе вы идете к одной цели – знаниям.

Приложение 4