Урок в 8-м классе "Кислород. Свойства кислорода"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • учащиеся должны иметь представления о кислороде, как о простом веществе;
  • знать состав, свойства кислорода;
  • уметь составлять уравнения реакций, доказывающие химические свойства кислорода (взаимодействие с простыми и сложными веществами);
  • знать состав воздуха, условия реакции горения;
  • знать состав оксидов, уметь составлять их формулы и давать названия;
  • знать круговорот кислорода в природе, его роль в жизни человека и живых организмов.

Оборудование: пробирка, колба, газоотводная трубка, спички, спиртовка, перманганат калия, известковая вода, уголь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

У учителя заготовлен комплект карточек с фамилиями и именами всех учащихся класса. Карточки я перетасовываю и кладутся стопкой на стол. Одна из карточек, естественно, оказывается наверху. Именно ее владельцу и будет предложено в конце урока выступить с ответом по тому материалу, который мы рассмотрим на сегодняшнем уроке первому. До конца урока карточки не открываются, а потому будущий отвечающий не известен. Это создает интригу, которая увлекает ребят и совей игровой стороной и предлагаемой ответственностью. Надо, ведь не опростоволосится, если доведется держать речь перед всем классом. В результате вся аудитория следит за объяснением с неослабевающим вниманием, мысленно формулируя понимание обсуждаемых вопросов.

II. Объявление темы урока. Объяснение нового материала.

Мы будем на уроке изучать тему “Кислород. Свойства кислорода”.

Слайд “Воздух одна из четырех стихий нашей планеты”.

- Атомы, каких химических элементов входят в состав воздуха?

- В состав каких веществ они входят?

(Ответы детей)

Одним из них является кислород.

Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий ЛАВУАЗЬЕ.

В 1774 году фр. Ученый Антуан Лоран Лавуазье, доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов азота и кислорода.

Слайд “O2 занимает V”.

Доказательством того, кислород входит в состав воздуха можно увидеть в следующем опыте. Демонстрация опыта – состав воздуха (видео).

Вывод: вода в цилиндре поднимается, т. к. при горении расходуется только кислород, азот в реакцию не вступает. Вода заняла объем сгоревшего кислорода.

Воздух, которым мы дышим, на 1/ 5 состоит из кислорода.

Слайд “Ученые”.

Карл Вильгельм Шееле, знаменитый шведский химик выделил кислород при нагревании селитры – KNO3 – нитрата калия.

Джозеф Пристли, англичанин выделил кислород, прокаливая оксид ртути.

ИТАК: - Кислород на Земле – самый распространенный элемент.

- Кислород – самый жизненно важный элемент. Он обеспечивает обмен веществ в живой природе.

Демонстрация видео “Значение кислорода”.

Слайд “Круговорот кислорода”.

Кислород в свободном состоянии существует в виде двухатомных молекул О2 , а также в виде аллотропной модификации кислорода – озона – трехатомной молекулы О3.

Слайд “Модели молекул кислорода и озона”.

Аллотропия – явление, когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ.

О2 и О3 – разный количественный состав молекул, одинаковый качественный (элемент кислород), следовательно вещества обладают разными свойствами.

Слайд “Физические свойства кислорода”.

О2 – газообразное вещество, не имеет цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде ( 1 V (H2O) растворяется 3,1 V (О2)), но лучше чем N2 , поэтому вода всегда обогащена кислородом. Немного тяжелее воздуха 1л. О2 при н. у. весит – 1,43 г., а 1л. Воздуха при н. у. весит 1,29 г.. О2 – сжижается при очень низкой температуре (- 183 °С), а при (-219 °С) он затвердевает. Интересно, жидкий и твердый кислород голубого цвета.

На данном этапе уроке проведение физминутки.

Слайд “Химические свойства кислорода”.

- Какими же химическими свойствами обладает простое вещество – кислород?

Кислород взаимодействует с простыми веществами (металлами и неметаллами) и сложными веществами при нагревании при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения.

Слайд “Взаимодействие кислорода с металлами и неметаллами”.

Демонстрация опытов (видеозапись): взаимодействие кислорода с магнием, углеродом, серой. Далее фосфором. Фосфор горит ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твердых частиц оксида фосфора (V).

Запись уравнений в тетради.

Демонстрация опыта: взаимодействие углерода с кислородом (этот опыт может выполнить ученик под руководством учителя).

Ход эксперимента. Получим кислород путем разложения перманганата калия. Возьмем уголь и нагреем его в пламени спиртовки, опустим в колбу с полученным кислородом. Закроем колбу пробкой. В результате горения угля образуется углекислый газ, его наличие докажем, прилив в сосуд известковой воды, которая при наличии СО2 мутнеет.

Вывод: продуктом реакции горения угля является СО2 – оксид углерода (IV).

Запишем уравнение реакции: С + О2 —> СО2 (записать условие реакции).

- Вещества, какого состава образовались в продуктах реакций?

(Ответы детей)

Ученики проговаривают определение оксидов и записывают в тетрадь.

Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов одним из, которых является кислород.

Почти все химические элементы образуют оксиды. Исключением являются инертные элементы. Известны элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относится Au и некоторые другие.

Далее учитель рассматривает реакции горения сложных веществ.

СН4 + 2О2 —> СО2 + 2Н2О (записать условие реакции)

Учитель обращает внимание на продукты реакции. Образуются оксиды тех элементов, которые входят в состав сгоревшего вещества.

III. Подведение итогов.

Вопросы для проверки знаний записаны на отдельных листах с обратной стороны доски. Учитель открывает карточку из комплекта, объявляет фамилию и имя первого отвечающего.

Вопросы.

  1. Назовите химический элемент наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент?
  2. Какое значение имеет кислород в жизни растений и животных?
  3. О2 – при обычных условиях жидкость?
  4. Какое свойство О2 объясняет существование жизни в воде?
  5. В каких соединениях валентность определена неправильно
    II III II II IVII
    FeО, СаО, SО2? Как называются данные соединения?
  6. В результате, каких реакций образуются оксиды?
  7. Какие ученые открыли О2 и изучили его свойства?
  8. Составить уравнение реакции горения сложного вещества Н2S?

В итоге урока учитель говорит слова.

Кислород нам и каждый день. Без кислорода беда: ведь он нужен для дыхания и горения, без него нет ни жизни, ни тепла. Это самое главное вещество на Земле.

Недаром в фантастическом романе Александра Беляева “Продавец воздуха” злоумышленник пытается подчинить себе весь мир, завладев не золотом, не оружием, а всем воздухом. Значит и всем кислородом Земли.

IV. Домашнее задание. Учитель раздает индивидуальные карточки.

Презентация

Видеосопровождение

21.05.2009