Урок-мастерская по рассказу Уайльда "Кентервильское привидение" в 6-м классе

Разделы: Литература


Основная идея урока:

Человек проявляет себя в любви, доброте, милосердии, сострадании. Ведь единственное оправдание человеческой жизни – помочь другому – иначе нет жизни  впереди.

Основная проблема урока:

Проблема выбора, потому что характер героя наиболее полно раскрывается в ситуации трудного жизненного выбора.

Основные ценности, входящие в тему урока:

- понимать других – это счастье;
- потребность делать Добро окружающим;
- истинная красота человека – в гармонии его внешности, души и поступков.

Цели и задачи урока:

- формирование устойчивой мотивации к чтению;
- постижение нравственных проблем;
- формирование умения выражать собственную позицию;
- воспитание нравственных качеств личности;
- создание на уроке теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Структура урока

  1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему.
  2. Проблемный вопрос.
  3. Социоконструкция. Работа в группах.
  4. Социализация. Предоставление учащимися своих работ.
  5. Разрыв. Новое видение поступков героев.
  6. Рефлексия. Подведение итогов.

Оборудование урока:

  1. Портрет О. Уайльда.
  2. Текст рассказа “Кентервильское привидение”.
  3. Рисунки учащихся: замок, Верджиния, привидение.

Ход урока

Первый этап. Индукция

Продолжаем изучение рассказа “Кентервильское привидение”. На уроке попытаемся осмыслить содержание и понять поступки полюбившихся героев.

- Какие проблемы поднимаются автором в рассказе “Кентервильское привидение”?

Учащиеся записывают на доске:

добра и зла
милосердия
любви

подлинной красоты
выбора
жертвенности

Второй этап. Самоконструкция

- Это серьезные нравственные проблемы и герои рассказа “Кентервильское привидение”, как и многих других произведений, стоят перед выбором.

- Что такое выбор?
- Приходилось ли вам делать выбор?
- Назовите литературных героев, которые делают выбор. Каков он?

Ответы учащихся.

- Замечательное определение выбора дает Роберт Рождественский:

У каждого человека есть свобода выбора.
Выбор существует ежедневно, сиюминутно.
Разный по серьезности, неодинаковый по своим последствиям.
Шагнуть или не шагнуть?
Промолчать или ответить?
Стерпеть или не стерпеть?
Превозмочь или отступить?
Как жить? Что делать?
Вопросы-громады и вопросы-карлики.
Вопросы-океаны и вопросы-капли.

- Как думаете, ребята, ваши вопросы “громады” или “капли”?
- Какую из названных проблем, по вашему мнению, мы будем рассматривать на уроке?

Ответ: Выбора, потому что характер героя наиболее полно раскрывается в ситуации выбора.

- Кто из героев рассказа находится в ситуации выбора?

Ответ:

  1. Сэр Симон – исполнять и дальше обязанности привидения (пугать хозяев замка) или отступить в целях собственной безопасности.
  2. Верджиния – помочь привидению или не рисковать своей жизнью.

Третий этап. Социоконструкция

- На первом уроке вы отметили ассоциации к слову “привидение”: гнев, зло, холод, страх. Изменятся ли они, когда мы попытаемся понять характер привидения?

Задание по группам

1 группа: Чем новые хозяева отличаются от прежних?

а) Как относились к привидению взрослые?
б) Как относились к привидению дети американского посла?
в) Как это их характеризует?

2 группа: Как ведет себя привидение?

а) Как автор описывает его?
б) Зачем привидение вспоминает свои лучшие роли?
в) Что нового открыло для себя привидение?
г) Какие чувства оно у вас вызывает?

3 группа: Какие чувства испытывает привидение?

а) Что нового узнаем о привидении по его эмоциональной окраске?
б) Оправдан ли выбор привидения?

4 группа: Как характеризует Верджинию её отношение к привидению?

а) Что вам нравится в девочке?
б) Почему она согласилась помочь привидению?
в) Опишите её чувства.
г) Какую награду получила Верджиния от привидения?
д) Как её поступок был оценен родными и лордом Кентервилем?
е) Выдержала ли Верджиния испытание?

5 группа: Чем финал рассказа напоминает сказку?

а) Найдите сказочные мотивы в рассказе.
б) Зачем, по вашему мнению, автор использует их?

Самостоятельное осмысление содержания и проникновение в мотивы поступков героев проводится путем выделения деталей, с точки зрения учеников, наиболее ярких и производящих впечатление.

Ребята в группе выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают их выбор.

Четвертый этап. Социализация

Группа предоставляет классу свой проект.

Примерные ответы.

1 группа:

- Взрослые не боятся привидения, не верят в него, спокойны.
- Близнецы издеваются над духом, дурачат его, устраивают ловушки. Они жестоки, бессердечны.
- Вашингтон  помогает близнецам, стирает пятно пятновыводителем. Практичен.
- По мнению привидения, мерзкие нынешние американцы; грубые, жалкие материалисты; противная, невоспитанная, вульгарная и бесчестная семья.

2 группа:

- Старик ужасного вида: у него горели глаза, как раскаленные угли; длинные серые волосы патлами ниспадали на плечи; грязное платье старинного покроя было все в лохмотьях; с рук и с ног, закованных в кандалах, свисали тяжелые ржавые цепи.
- Для собственного убеждения вспоминает свои лучшие роли; он оскорблен, что нынешние американцы его не боятся, да еще навязывают ему машинное масло…
- Разбил себе колени и пальцы правой руки; закрывая лицо руками; слег от простуды.
- Ужасно испугался и спрятал голову под одеяло.
- Почувствовал себя разбитым.
- Его нервы были вконец расшатаны.
- Автор подчеркивает в привидении человеческие черты.
- Сначала испытывали страх, ужас, холод, а потом сочувствие, переживание, жалость. Когда он ушел – радость.

3 группа:

- Старый, немощный, одинокий, усталый, мечтающий поспать, отдохнуть.
- Охвачен чувством самоупоения.
- Горькая улыбка, грусть.
- Испуг, панический страх, обиду, возмущение, гнев, безнадежное отчаяние, печаль, унижение, боль, тоску, ужас.
- Удивление, что Верджиния решила с ним заговорить, радость.
- Привидение ранимо, незащищено, уязвимо. Его выбор оправдан – собственная безопасность лучше.  Оно очень устало и хочет уйти. Помочь может Верджиния.

4 группа:

- Стройная, грациозная, как лань, с большими ясными голубыми глазами.
- Верджиния не испугалась, увидев привидение, потому что его поза выражала глубокое отчаяние.
- Она не участвовала в заговорах близнецов, ни разу не обидела, пожалела и захотела утешить.
- Благонравная.
- Настроение её меняется во время разговора с привидением: капризы сменяются состраданием  и удивлением. Она узнает, как долго он не спал, как был заморен голодом, как истомился душой;  предложила бутерброд.
- Верджиния делает выбор: помочь привидению - оплакать его грехи (у него нет слез).
- Не дрогнула, не отступила. Страшно?- она закрыла глаза.
- Родители гордились девочкой. Лорд Кентервиль сказал, что она смелая и готова на поступок. « Вы – ангел ».
- В подарок Верджиния получила шкатулку с драгоценностями.
- Она  поняла, что такое Любовь, Жизнь и Смерть. Лицо озарилось лучезарным светом.
- Верджиния прошла испытания на человечность. Она умеет сострадать.
- Она проявила великодушие, мужество.

5 группа:

- Поиск истины – героиня выбирает трудный путь.
- Переход из  одного мира в другой.
- Волшебство.
- Потусторонние существа.
- Преодоление препятствий.
- Награда героине – ларец с сокровищами.
- Чудо – зацвел засохший куст.

Пятый этап. Разрыв

После кропотливой работы с текстом каждому ученику открывается новое видение рассказа.

- Главный герой рассказа – сэр Симон.  Если бы его не было  в замке, то герои вели  бы себя, возможно, по-другому.

- Можно ли считать, что привидение высветило сущность характеров героев рассказа?

Ответ: Да. Судьба героя зависит от его поступков, от его выбора.

- Согласны ли  вы с тем, как автор решил проблему выбора?

Ответ: Да. Сэр Симон – сад Смерти. Верджиния прошла испытание на человечность и поняла, что Любовь сильнее Смерти.

- Как изменились ваши первоначальные представления о привидении?

Ответ:

Страх – любовь, милосердие.
Холод – тепло, душевность.
Зло – юмор.

Шестой этап. Рефлекция

- Есть литература, которую мы читаем, чтобы скоротать время – беллетристика.   А есть другая – глубокая, истинная, которая помогает понять мир, себя. К такой литературе относится рассказ “Кентервильское привидение”. Я предлагаю вам в завершении урока выразить свои мысли рисунком, строчками…

- Какой урок вы вынесли из чтения этого рассказа?
- Как надо относиться к окружающим, чтобы тебя все понимали и уважали?
- Стоит ли бояться привидений? Какими путями можно избавиться от страха?

Примерные ответы:

- Сегодня на уроке я понял, что … истинная красота человека в гармонии его внешности, души и поступков.

- Сегодня на уроке я размышлял, задавал вопросы и искал на них ответы, радовался, удивлялся.

- Я понял, что большое счастье – делать добро, понимать других.

Сильнее смерти лишь любовь.
Одна она смывает кровь
Проступков наших и падений
И не страшиться привидений.
Ведь привидение – это суть
Грехов чужих, а может, наших.
Гордыню, злость в себе умерь!
Живи, любя, и умереть умей.
И зацветет засохший куст,
Исчезнет зло, увянет грусть.
И встанет солнце над землею,
Сменив Луну – ночи светило.
Поймешь и ты, что тайна жизни в том,
Что лишь любовь – властительница мира.

Домашнее задание: сочинение “Любимый герой в рассказе О.Уайльда “Кентервильское привидение”.

- Урок завершен. Успехов вам.

8.06.2009