Урок обучения грамоте "Звуки [б, б'], строчная буква б". Знакомство с рассказом Н.Сладкова "Лесные мастера"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [б, б,] строчная буква б. Знакомство с рассказом Сладкова «Лесные мастера».

 Цель: продолжить работу над формированием навыка чтения.

Учебные задачи:

- формировать умение «видеть» букву;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
- формировать понятия о взаимопомощи и сотрудничестве;
- учить работать в группах, сообща.

Учебные умения:

- видеть орфограммы в словах;
- правильно, грамотно формулировать предложения;
- различать понятия «звук», «буква»;
- анализировать произведение.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.

Формы работы

  • Фронтальная.
  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Групповая.

Форма урока: классно-урочная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: «Букварь» Р. Н. Бунеева, фотографии лесных зверей и птиц (Приложение), задания для групп, алгоритм звукового разбора и правила работы в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель: Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную исследовательскую деятельность.

Уч: Ребята, сегодня на уроке обучения грамоте мы работаем в исследовательских группах. Думаю, этот урок принесет всем нам радость познания и общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу и вспомним правила совместной работы:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай!

Уч: Успешного вам сотрудничества!

II. Актуализация опорных знаний

Цель: Обеспечить в начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Совместно с учащимися сформулировать тему урока.

Уч: С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?

Д: С буквой б.

Уч: Какие звуки обозначает буква б? Дайте характеристику новым звукам и оденьте «звуковичка».

К доске с помощью магнитов прикреплена модель «звуковичка»:

Уч: А сейчас произнесите шепотом своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новые звуки.

Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.

III. Формулирование темы и задач урока

Уч: Посмотрите на модель «звуковичка» и помогите сформулировать тему урока.

Д: Мы продолжим знакомство с буквой б и звуками, которые она обозначает.

Уч: Но это не значит, что мы будем топтаться на месте. Какую цель перед собой поставим?

Д: Учиться читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

IV. Закрепление новых знаний

а) Работа со слоговой таблицей

- Мальчики «едут на лифте вниз» и собирают слоги, меняя громкость от шепота до крика.

- Девочки «едут вверх», окрашивая чтение интонацией удивления.

- Поиграем со слогами. 1-ая группа читает по-очереди слоги и договаривает их до слова: ба-барабан, бо - бокс…

б) Работа в группах

Цель: Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Примерное распределение обязанностей учащихся для работы в группе из пяти человек:

Капитан – руководит работой группы.
Секретарь – делает записи за всю группу.
Оратор – выступает перед классом, защищая результаты работы.
Хранитель времени – следит, чтобы группа закончила работу вовремя.
Редактор – оформляет результаты работы в виде опорной схемы, плаката и т. д.

Уч: Вы помните, что знаний у каждого становится больше, если ими поделиться. Лучше всего это делать в групповой работе. Тема нашего исследования сегодня слова и предметы. Чем слово отличается от предмета?

Д: Предметы нас окружают, реально существуют, мы их видим, а слова мы слышим и произносим.

Уч: Капитаны получите задания для групп.

Секретарь получает порядок звукового разбора слова.

Порядок звукового разбора:

  1. Прочитай слово. Обозначь слово чертой.
  2. Определи количество слогов, раздели на слоги.
  3. Определи количество звуков в каждом слоге, обозначь пустыми кружочками.
  4. Поставь ударение.
  5. Произнеси слово, выделяя первый звук.
  6. Дай характеристику первому звуку, обозначь цветом и буквой.
  7. Произнеси слово, выделяя второй звук.
  8. Дай характеристику второму звуку, обозначь цветом и буквой.
  9. Характеризуй звуки до последнего.
  10. Определи количество звуков и букв.
  11. Проверь свою работу.

Задание для группы:

  1. Прочитайте и отгадайте загадку.
  2. Выберите из фотографий на доске ту, которая соответствует вашей отгадке.
  3. Выполните звуковой разбор отгаданного слова.
  4. Составьте несколько предложений об этом предмете.

Загадка для группы №1:

Не учил квадрат и вектор,
Все же точен архитектор.
Разделил на части круг
Серый, маленький … (паук)

Загадка для группы №2:

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел)

Загадка для группы №3:

Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвет грибок –
Заготавливает впрок. (Белка)

Загадка для группы №4:

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобр)

Загадка для группы №5:

Соберите рассыпавшиеся буквы, и вы узнаете название хищного зверька, который отлично роет норы в лесу:

У К С Б А Р (барсук)

На доске фотографии дятла, белки, бобра, паука, барсука.

Группа может с помощью определенного сигнала попросить помощь учителя. В этом случае учитель может предложить группе подсказку.

ПОДСКАЗКА для группы №1:

Пауки – хищные насекомые. Питаются они другими насекомыми. Пауки строят сложные ловчие сети – паутину. Многие пауки ядовиты.

ПОДСКАЗКА для группы №2:

Дятлы – птицы с крепким клювом-молотком. Питаются они насекомыми. Достают свою добычу дятлы длинным липким языком.

ПОДСКАЗКА для группы №3:

Белка – небольшой рыжий зверёк с длинным, пышным хвостом. Белки устраивают гнёзда в дуплах деревьев. Питаются они ягодами, грибами, семенами. На зиму делают припасы.

ПОДСКАЗКА для группы №4:

Бобры – крупные грызуны. Живут они по берегам лесных рек и озёр. Они прекрасно плавают. Зубами бобры легко перегрызают ветви. Питаются звери травами, ветками и корой.

ПОДСКАЗКА для группы №5:

Барсук – хищный зверёк. Он отлично роет норы в лесу. В норе барсука всегда чисто. Питается зверёк ящерицами, насекомыми и ягодами.

Ораторы групп рассказывают о результатах работы. Модели звукового разбора учитель вывешивает на доску.

Уч: Что общего у всех предметов? (Это дикие животные. Они живут в лесу.)

в) Физминутка «Море волнуется …»

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три…

- бельчонок, разгрызающий орешек замри:
- дятел, который стучит по дереву замри;
- паук, плетущий паутину, замри…

г) Работа с текстом из «Букваря»

До чтения:

Уч: Откройте «Букварь» на странице 113. Перед вами текст. Прочитайте заголовок. Кого мы в жизни называем мастером?

Д: Человека, который умеет хорошо, ловко что-либо делать. Он достиг высокого искусства в своем деле.

Уч: Кого из перечисленных животных мы могли бы назвать лесным мастером? Почему? Перед нами проблема.

Уч: Чтобы проверить, верны ли наши предположения, надо прочитать текст Н. Сладкова.

Работа с текстом во время чтения (учитель по ходу чтения задает ученикам вопросы, учит вести диалог с текстом)

Уч: Почему без профессии в лесу не прожить?

Д: Она кормит, дает жильё.

Уч: Кто на этот вопрос хочет найти ответ?

Д: Бельчонок.

Уч:

- Как дятел лечит деревья? Сможет ли доктором стать Бельчонок?
- А зачем нужен длинный нос?
- Кто такие землекопы?

Д: Те, кто копают землю.

Уч: Зачем Барсуку туннели?

Д: Ищут насекомых в земле.

Уч:

- Интересно, чем Барсук роет туннель?
- Почему Бельчонок не сможет быть землекопом?
- Зачем пауку сети? Кто он по профессии?
- Сможет ли Бельчонок стать ткачом?
- Что мешает Бельчонку стать ткачом?
- Кто это Оляпка?

Уч: Послушаем ученика нашего класса. Он нам расскажет об этом интересном животном.

«ОЛЯПКА. Эта замечательная птица-водолаз живет по берегам горных рек и ручьев. Она может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи. Питается водными насекомыми и рачками. Гнездо оляпка устраивает всегда около воды, между береговыми камнями. Зимует на незамерзающих участках рек. Занесена оляпка в Красную книгу. У многих жителей Севера принято вешать над колыбелью ребенка крылышко оляпки, чтобы он, когда вырастет, тоже не боялся холода и воды».

Уч: Что ищет Оляпка на дне?

Д: Насекомых.

Уч:

- Почему испугался Бельчонок?
- Каким представляете Бобра?
- Как вы понимаете выражение «мастер на все лапы»? Что умеет делать бобёр?
- Строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья…
- А как мы говорим о людях, которые хорошо умеют делать много дел?

Д: «Мастер на все руки»

Уч: Почему Бобр не умеет собирать грибы?

Д: Они ему не нужны.

Уч: Кем решил стать Бельчонок? Почему?

Вопросы ко всему тексту:

Уч: Оправдались ли наши предположения? Кого же можно назвать лесным мастером? Что нового вы узнали о лесных обитателях?

д) Игра «Найди пару»

Уч: Еще раз назовите лесные профессии, о которых говорится в тексте.

Учитель вывешивает на доску таблички с названием лесных профессий.

Уч: Соотнесем название профессии и название животного на доске.

Ученики устанавливают пары.

Уч: Почему названия животных написаны в тексте с большой буквы?

Д: Они выступают как имена.

Уч: Можно ли текст назвать сказкой? Докажите.

- Кто автор этой сказки? (Николай Сладков) Встречались ли мы с произведениями этого автора? (Да, мы читали его текст «Лесная хатка»). О чем был текст? (Тоже о природе).

- Сладков написал много интересных сказок и рассказов о природе. Мы еще встретимся с творчеством этого писателя.

VI. Итог урока

Подводятся итоги урока, проводится рефлексия.

Уч: Какую новую букву изучили? Какие звуки она обозначает? Что нового о жизни животных узнали на уроке? Кто помог нам в этом?

- В названии каких животных есть новая буква?

- Понравилось ли вам работать в группе? Вам было легко или трудно? В какой роли вы хотели бы выступить в следующий раз?

VII. Творческое домашнее задание

Уч: Вы можете на альбомном листе нарисовать то животное, которое вас сегодня заинтересовало больше других или найти о нём что-то интересно, а потом с нами поделиться своими знаниями.