Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% – на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.

Бесспорно, что успешность обучения в образовательном учреждении определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил туда. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

Целью образовательного учреждения стало создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В условиях ЦДЮТиЭ мы разработали модель критериев занятия здоровьесберегающей направленности

Занятие осуществляется в условиях комфортности

А) Санитарно-гигиенических:

Свежий воздух, проветренный кабинет, соответствующее освещение, расположение слабовидящих учащихся в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы, а также по желанию детей и родителей.
Использование средств обучения с учетом гигиенических правил.

Б) Психологических:

Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении.
Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей группы.
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
Использование чередования интенсивности в обучении и психологической разгрузки.

Основания для построения занятия здоровьесберегающей направленности

1. Гуманистическая основа (выстраивание человеческих отношений)
2. Психо-био-генная основа (принцип природосообразности)
3. Социогенная основа (опора на базовые личностные качества)

Здоровьесберегающие компоненты на занятии

Динамические паузы.
Чередование поз во время занятия.
Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила проведения занятия).
Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности).
Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности.
Плотность занятия: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более – 80%.
Темп завершения занятия спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы.

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности.

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности педагога и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения (тем более в дополнительном образовании).

Покажем это на схеме.

В представленной схеме существуют два изолированных вида деятельности учащихся и учителя. Для того чтобы эти виды деятельности соответствовали тем требованиям, о которых говорилось выше, необходимо их объединить таким образом, чтобы при их слиянии образовалось центральное единое поле совместной деятельности.

Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности педагога и учащихся. Такое объединение дает возможность педагогу решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный учебный труд.

Занимаясь разработкой здоровьесберегающих технологий, мы старались не расходиться с литературой об их представлении как наличие условий: психологического комфорта, санитарно–гигиенических, эмоционального эффекта, двигательной активности и других критериев. Мы под этим видим целый комплекс, который влияет на успешность в обучении.
Преподаватель слышит учащегося, а учащийся преподавателя. Дети знают, почему педагог поступает так, а не иначе, ведь они договорились. В науке говорят, что это психологический настрой плюс настрой педагога, здоровье и положительный фон обучения. В дополнительном образовании это играет более важную роль, нежели в школе (договорные отношения).

К «сохраняющей среде» мы относим санитарно-гигиенические требования. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.

Наши педагоги всегда чувствуют, когда дети устали, пропадает интерес, внимание становится рассеянным и предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физминутки. Психологом Центра разработаны и предоставлены педагогам различные психологические игры, занятия которые мы применяем на своих занятиях и которые действительно дают результаты. К примеру, это такие практические упражнения для психологической разгрузки на занятии, как «Автопилот», «Ассоциация», «Трон», «Снежинка», «Объятие» и мн. др.

Мы считаем что особенностью нашего подхода должно быть введение напутствия учащихся на перемену. А наша цель должна заключаться в: приобщении детей к культуре общения и поведения во вне занятий, их самоорганизация и т.д. Использованный прием (напутствие на перемену) постепенно закрепится через подсознание к сознанию. Мы считаем важным, что необходимо пожелать приятного аппетита детям перед обедом, напомнить, что «Кириешки» – это нездоровое питание, что коридоры в здании узкие. Все это будет способствовать формированию культуры человека, и чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем скорее это перейдет не только в привычку, но и в характер человека.

В заключение, хотелось бы добавить, что в нашем Центре также есть тренажерный зал, который используется не только детьми, но и преподавателями и родителям для сохранения собственного здоровья.

5.05.2009