Урок литературы в 6-м классе "Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством"

Разделы: Литература


Используемый УМК:

Программы общеобразовательных учреждений. Программы литературного образования. 5-11-е классы. 2-е издание, М., “Просвещение”,2001год. Авт.: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина

Учебник: В. П. Полухина. Литература: 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений М.: Просвещение.

Задача урока: показать учащимся пути решения Н.В.Гоголем “вечной проблемы” человеческой жизни – проблемы любви.

Цели урока:

обучающая: углубить первоначальное впечатление от прочитанного; выявить черты характера героев; закрепление умения работать с выразительно-изобразительными средствами;

развивающая: развитие логического мышления, формирование умений и навыков работы с текстом учебника-хрестоматии, аргументации, развитие воображения и творческих способностей;

воспитывающая: воспитание познавательного интереса, работоспособности, помочь учащимся проникнуться убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения через Веру, Любовь и Красоту.

Тип урока: мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы.

Оборудование: учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, листы с таблицей, видеофильм “Вечера на хуторе близ Диканьки (Ночь перед Рождеством)” сценарий и постановка А.Роу,1970г., карточки-задания для работы групп, карточки для рефлексии

Пошаговый сценарий урока.

  1. Организация учащихся, объявление темы, задачи и целей урока (2 минуты).
  2. Эмоциональный настрой на тему, слово учителя (3 минуты)
  3. Актуализация знаний (теория литературы, литературные параллели, тест) (5 минут).
  4. Работа с текстом, выразительно- изобразительными средствами (5 минут).
  5. Работа в парах, выявление ассоциаций, словарная работа(5 минут).
  6. Работа в группах, афиширование результатов (8 минут).
  7. Самостоятельная работа (4 минуты).
  8. Обсуждение дискуссионного вопроса (3 минуты).
  9. Монологическая речь учащихся (4 минуты)
  10. Подведение итогов урока (3 минуты).
  11. Рефлексия (2 минуты).
  12. Дифференцированное задание на дом (1 мин).

1. Организация учащихся, объявление темы, задачи и целей урока

Слайд 1,2.

Мы прочитали одну из самых светлых, радостных и необычных повестей Н.В.Гоголя. Тема урока: "Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”".

Задача урока: показать пути решения Н.В.Гоголем “вечной проблемы” человеческой жизни – проблемы любви.

2. Эмоциональный настрой на тему, слово учителя. На фоне музыки Римского-Корсакова. Слайд 3.

Слово учителя.

ВСЕГО ТРИ СЛОВА: НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО,
КАЗАЛОСЬ БЫ, ВМЕЩАЕТСЯ В НИХ МНОГО ЛЬ?
НО В НИХ И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, И ГОГОЛЬ,
И НА ЗЕМЛЕ НЕБОЖНОЙ БОЖЕСТВО.

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Повесть Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” напоминает прекрасную сказку. Гоголевская Диканька - это то место, где хаты белы, звезды яркие, а красивые парубки влюбляются в прекрасных девушек. Это то место, где каждому хотелось бы жить. Это романтический мир гоголевской прозы. Образы главных героев повести, Вакулы ми Оксаны, воплощают мечту автора о счастливой жизни на родной земле. Оценивая “Ночь перед Рождеством”, В.Г.Белинский писал: “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” ЕСТЬ ЦЕЛАЯ, ПОЛНАЯ КАРТИНА ПОЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАРОДА, ЮНАЯ, СВЕЖАЯ, БЛАГОУХАННАЯ И УПОИТЕЛЬНАЯ”.

3. Актуализация знаний (теория литературы, литературные параллели, тест). Слайд 4,5,6,7. БЕСЕДА.

Имя молодого писателя Н.В.Гоголя стало широко известным в 1831 г. после выхода в свет двух частей его книги “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Обе части состоят из 8 повестей. Сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” подписан “Рудый Панько” (Рудый-рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести.

  1. Вы знакомы с таким приемом?
  2. Ранее его использовал другой великий русский писатель.

Кто? Как назывался сборник?

Учащиеся называют: “ А.С. ПУШКИН “ПОВЕСТИ БЕЛКИНА

ТЕСТ И САМОПРОВЕРКА ТЕСТА.

1.Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:
а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

2.Тема произведения:
а) быт и нравы селян; б) проказы селян в рождественскую ночь; в) искренность чувств и поступков селян.

3.В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
а) пошалить; б) отомстить кузнецу; в) поиздеваться над селянами.

4.Кузнец был человек:
а) нерелигиозный; б) вольнолюбивый; в) богобоязливый.

5.Вакула отправился в Петербург, чтобы:
а) никогда больше не видеть Оксану; б) достать царские черевички;  в) посмотреть столицу.

ОТВЕТЫ:

1.а 2.в 3.б 4. в 5.б.

4. Работа с текстом, выразительно- изобразительными средствами.

Слайд 8,9.

Перечитайте начало повести “Ночь перед Рождеством”:

“Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег”.

- Выделите подлежащие и сказуемые.

- Какие художественные приемы использовал Н.В.Гоголь в этом отрывке?

Варианты ответа:

  • гипербола (преувеличение) “скрып мороза под сапогом слышался за полверсты”
  • олицетворение (“очеловечивание” неживых предметов) “глянули звезды”, “месяц поднялся”, “месяц заглядывал”
  • Эпитеты (художественные определения) “величаво поднялся”

5. Работа в парах, выявление ассоциаций, словарная работа.

Слайд 10,11,12.

Со страниц “Вечеров …”повеяло дыханием подлинной народной жизни.

Произведение основано на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине.

Работа в парах.

Какой народный обычай описан в “Ночи перед Рождеством”?

Найди в толковом словаре значение этого слова.

Расскажи о том, как празднуется Рождество в вашем селе.

Выявление ассоциаций к слову “Рождество”

Словарная работа.

КОЛЯДКА - песня, исполняемая во время обряда коляды.

КОЛЯДОВАТЬ - на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.

КОЛЯДА - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

6. Работа в группах, афиширование результатов. Слайд 13, 14,15,16.

БЕСЕДА.

-КАКОВА СИСТЕМА ОБРАЗОВ “НОЧИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”.

-Зачем черту нужно украсть месяц с неба?

-Солоха считалась в Диканьке ведьмой или была ею на самом деле?

РАБОТА В ГРУППАХ. УЧАЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ

ОДНОГО ВЫСТУПАЮЩЕГО ДЛЯ СООБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУППЫ.

1 ГРУППА.
Эпизод “Ах, как я хороша!” Обратитесь к тексту (стр.171-175), обсудите ответы на вопросы:

  • Как Оксана и Вакула относятся друг к другу?

- Любит ли Оксана кого-нибудь, кроме себя?

- Какими словами Оксана отталкивает Вакулу?

2 ГРУППА.
Эпизод “Достань черевички!” Обратитесь к тексту (стр.181-182), обсудите ответы на вопросы:

- Какое условие ставит Оксана Вакуле?

- В чем пытается убедить себя Вакула?

3 ГРУППА.
Эпизод “Дурачь, кого хочешь” Обратитесь к тексту (стр.186-188), обсудите ответы на вопросы:

- На какой поступок решился Вакула в горе?

- Почему, по мнению Гоголя, самоубийство – грех?

7. Самостоятельная работа.

Вычеркивание из таблицы эпитетов, которые нельзя отнести к характеристике Оксаны). Слайд 17.

внешность Черты характера
Красавица дочка веселая
симпатичная серьезная
полная кокетливая
худая хвастливая
Свежее лицо насмешливая
Блестящие черные очи бессердечная
Длинные змеи кос суровая
бледная жестокая
румяная самовлюбленная
высокая лицемерная
долговязая своенравная

8. Обсуждение дискуссионного вопроса. Слайд 18.

- СТОИЛА ЛИ ОКСАНА ЛЮБВИ ВАКУЛЫ? ГРУППА ДЕВОЧЕК ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ЗА”. ГРУППА МАЛЬЧИКОВ ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ПРОТИВ”.

9. Монологическая речь учащихся. Слайд 19.

РАССКАЖИТЕ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ВАКУЛЫ ПО ОДНОМУ ИЗ ПУНКТОВ ПЛАНУ:

  1. Какое условие ставит Оксана кузнецу?
  2. Кузнец решил отдать душу дьяволу.
  3. Что поразило Вакулу в разговоре с Пацюком?
  4. Вакула перехитрил черта.
  5. Чем закончилась история с мешками?
  6. Каким увидел Петербург Вакула?
  7. Опишите дворец глазами Вакулы.
  8. “Вот тебе и кузнец!”

10. Подведение итогов урока. Слайд 20.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.

Просмотрев фрагмент видеофильма “Ночь перед Рождеством”, ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: “Мне не нужно черевиков…”. Какие слова вы поставили бы в конце предложения?

- Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Докажете цитатами из текста.

- ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ в том, что настоящая искренняя любовь всегда добьется своего, она даже заставит служить себе темные силы. Три самых важных слова ВЕРА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ – вот рецепты преображения, бессмертия человека, по мнению Гоголя.

11. РЕФЛЕКСИЯ. Слайд 21.

С каким настроением вы читали повесть Гоголя “Ночь перед Рождеством”? О чем Вы задумались?

“Мишень настроения”. Учащиеся выбирают жетон того цвета, который отражает их настроение, степень участия в уроке.

Желтый цвет выражает радость, фиолетовый – грусть, серый – нежелание работать.

12. Дифференцированное задание на дом. Слайд 22,23,24.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ А

Перечитать и пересказать сцену встречи Оксаны и Вакулы

после его возвращения с черевичками.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ Б

Обдумать инсценирование одного из эпизодов произведения, обсудить в семье:

- Какую роль тебе хочется сыграть?

- Как выглядит герой?

- Как ведет себя?

- Какие действия совершает?

- Каковы интонации его речи?

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ В

“НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” В РЯДУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЛЮБВИ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Кого из героев изученных произведений напоминает Вакула, готовый преодолеть любое препятствие ради любви?

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ

Модернизация образования требует нового подхода к обучению школьников. Новые информационные технологии произвели переворот в процессе обучения литературе.

Данный урок дает возможность продемонстрировать один из вариантов использования средств ИКТ на литературе в 6 классе, привлечь учащихся к литературному художественному произведению, привести школьников к осознанию того, что противостояния “книга - компьютер”, нередко бытующего в подростковой среде, не существует.

На изучение творчества Н.В. Гоголя по программе в 6 классе отводится всего 4 часа, за это короткое время сложно выдать достаточно объемный материал. Благодаря использованию ИКТ это стало возможным. Тип урока - мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы. Презентация создана в программе Power Point и состоит из 24 слайдов с использованием МР3. Она стала основой урока, его “скелетом”, поэтому последовательно выделены этапы урока, четко выстроена логика рассуждения от постановки цели к выводу. Все этапы урока сопровождаются показом слайдов, использовано музыкальное сопровождение, просмотр фрагмента видеофильма. Так учащимся дается возможность не только на слух воспринимать материал, но и глубже окунуться в атмосферу гоголевского произведения. Используются слуховой, зрительный, эмоциональный, моторный способы восприятия учебного материала. У учащихся формируются нравственные ценности и установки. Именно на это настраивает учащихся целеполагание урока (слайд 2).

Слайд 3 “Эпиграфы урока” - сочетание прекрасных стихов И.Северянина, высказывания В.Белинского и одновременное слушание музыкального фрагмента Римского – Корсакова, написанного по мотивам гоголевской “Ночи перед Рождеством”, слово учителя создали эмоциональный настрой урока.

Слайды 4,5,6,7способствовали актуализации знаний учащихся, провели внутрипредметные связи с теорией литературы и изученными несколькими уроками ранее произведениями А.С.Пушкина, позволили учащимся проверить понимание прочитанного текста, осуществить самоконтроль, выполнение небольшого теста дает возможность заработать баллы учащимся.

Слайды 8,9 – работа с изобразительно – выразительными средствами - подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе, восприятию литературы как предмета в старшем звене школы.

Слайды 10,11 организуют работу учащихся в парах, развивают ассоциативное мышление учащихся.

Слайд 12 знакомит учащихся с образцом словарной статьи, учит понимать и толковать встречающееся в произведении слово.

Слайды 13, 14, 15, 16 помогают организовать анализ системы образов произведения, используется групповая форма работы, учащиеся обращаются к тексту, знакомятся с видеорядом к произведению.

Слайд 17 – самостоятельная работа учащихся, представленная не только раздаточным материалом (карточки–таблички для каждого ученика), что позволяет оптимизировать проверку и обсуждение выполненной работы, кроме того, снова это работа с изобразительно – выразительными средствами - подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе, восприятию литературы как предмета в старшем звене школы.

Слайд 18 – дискуссионное задание для групп учащихся (девочки- мальчики), самый предпочитаемый школьниками вид работы, где вырабатывается навык аргументированного ответа на вопрос, кроме того, здесь использован и элемент состязательности.

Слайды 19,20 способствуют развитию монологической речи, помогают сделать нравственные выводы; как правило, класс одновременно произносит фразу, которую не вложил Н.В.Гоголь в уста героини, она просится у каждого , выдыхается каждым учащимся: “Я и без черевиков ЛЮБЛЮ тебя”.

Слайд 21- “Мишень настроения”, афиширование рефлексии проводится на фоне песни “Рождество”, это эмоциональный финал урока.

Слайды 22, 23, 24 – последействие урока, дифференцированное домашнее задание:

Уровень А - слабые учащиеся;
Уровень Б – среднеуспевающие;
Уровень В – сильные учащиеся.

Урок способствует не только углублению знаний о писателе, произведении, его героях, но и расширению кругозора учащихся, воспитанию нравственных качеств личности.

Использование возможностей мультимедийного оборудования способствует успешному решению учебных и творческих задач, повышению качества образования.

Используемая литература:

  1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах, М. Изд. “Правда”, 1984.
  2. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
  3. Кристарова Ж.Н., Самойлова Е.А.Конспекты уроков в 6 классе. М.: ВЛАДОС, 2006.
  4. Скрипкина В.А.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8-е классы. Методическое пособие. М., “Дрофа”, 1997.

Презентация

20.06.2009