Металлы. Химические свойства

Разделы: Химия


Преподавание химии в школе невозможно без химического эксперимента. В то же самое время учителям химии прекрасно известно, что ряд наглядный и эффектных опытов, позволяющих лучше раскрыть тему не удастся по ряду причин (правила техники безопасности, нормы СанПиН, техническое и материальное обеспечение кабинета химии). Решить эту проблему стало возможно с приходом в образовательные учреждения компьютерной техники.
Для создания презентации были использованы видео-файлы из коллекции «Кирилл и Мефодий», цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), представленные в сети Интернет.
Презентация сопровождается направляющими вопросами учителя, позволяющими в итоге сформулировать необходимый вывод в рамках предложенной темы.

Цели урока:

  • повторить и обобщить знания о химических свойствах металлов и способах их получения, изученные  в 8-10 классах
  • закрепить навыки сравнения химической активности металлов с применением ряда напряжений
  • развивать теоретическое мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства металлов  на основе экспериментальных данных, решение теоретических задач и упражнений
  • продолжить формировать навыки анализа представленной информации

Оборудование: мультимедийные проектор, презентация «Металлы. Химические свойства».

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Вопрос Вариант ответа
1 Опишите особенности строения атома Большой радиус атома, малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3)
2 Каким образом данные особенности влияют на химические свойства металлов? Легкий переход электронов: металлы – восстановители
3 Какие химические свойства, подтверждающие данный вывод вам известны? Взаимодействие с неметаллами, водой,  оксидами, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спирты, карбоновые кислоты)
4 Как оценить  возможность взаимодействия металла с кислотой или  раствором соли? С помощью ряда напряжений металлов
5 С какой целью создавался ряд напряжений? Оценка химической активности металлов в ОВР

II. Обобщение материла (работа с Презентацией)

В ходе работы с презентацией учащимся предлагается просмотреть предложенный материал и записать уравнения необходимых реакций (уравнения реакций предлагаются учащимся для проверки своих  записей), сделать выводы

№ слайда Записи  учащихся Вопрос учителя
2 Взаимодействие с неметаллами
Сu + Сl2 = Cu Сl2
Реакции горения – реакции с выделением тепла и света. (присутствие кислорода не является обязательным)
Дайте определение реакции горения. Что является определяющим признаком?
3–4 Взаимодействие с оксидами
2Mg + CO2 = 2MgO + C
2Al + Fe2O3 = 2Fe + Al2O3
Взаимодействие металлов с оксидами применяется, в основном,  для получения простых веществ
Реакции металлов с оксидами не являются типичными для большинства металлов, с какой целью их изучают?
5–7 Взаимодействие металлов с водой
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2K + 2H2O = 2KOH + H2
Ca + 2H2O = Ca(OH) + H2
Как можно определить активность металлов в реакции с водой без проведения эксперимента
8 По положению в ряду напряжений:
До Mg реакция протекает при обычных условиях
От Mg до H при нагревании
После Н в реакцию не вступают
 
9 Взаимодействие с кислотами
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Cu + HCl = реакция не идет
 
10–11 Cu + 2H2SO4 = Cu SO4 +SO2 +2H2O
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода, могут растворяться в тех кислотах, где происходит не восстановление водорода, а других элементов (азотная кислота и концентрированная серная)
Почему медь в данных случаях растворяется в кислотах?

III. Закрепление материала

– Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (учащимся раздаются дифференцированные задания)