Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Раздел: Сказки разных народов о животных.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Методы обучения: Репродуктивный, наглядно-практический, частично поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная, групповая, парная, ролевая игра, индивидуальная, самостоятельная.

Средства обучения:

  • Учебник литературного чтения Л.Ефросининой, 2-й класс, с. 17; мультимедийное сопровождение;
  • Раздаточный материал; дополнительная литература; тест; рабочая тетрадь учащегося, иллюстрации: белый медведь, бурый медведь.

Дидактическая цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию ненецкой сказки, её осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. (Токмакова О.В.).

Задачи:

  • Образовательная: познакомиться с ненецкой сказкой о животных, сформулировать главную мысль сказки через работу по содержанию текста.
  • Развивающая: формировать осмысленное правильное выразительное чтение; развивать познавательный интерес и обогащать словарный запас у детей.
  • Воспитательная: воспитывать умение организовывать рабочее место; сплоченность в работе группой; воспитывать любознательность, интерес к чтению.

Логика урока.

  1. Актуализация субъективного опыта.
  2. Целеполагание.
  3. Мотивация.
  4. Организация восприятия.
  5. Организация осмысления.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Организация первичного закрепления.
  8. Анализ.
  9. Рефлексия.

Ожидаемый результат.

  • 1-й уровень: учащиеся должны познакомиться со сказкой и уметь ее читать;
  • 2-й уровень: то же, что и в 1-м уровне, а так же уметь читать выразительно по ролям, передавать настроение героев, личные отношения;
  • 3-й уровень: то же, что и 2-й уровень, а так же пересказывать сказку от лица героя (медведя).

Модель урока

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент.

Организовать класс, настроить на работу.

Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. Создание ситуации-успеха.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Эмоционально настраиваются на деятельность на уроке.

Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в тему урока.

2

Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся.

Актуализировать опорные знания и умения.

Актуализирует опорные знания и подводит к теме урока. Фронтальная беседа по известному материалу.

Вспоминают сказки, которые читали, и, выражают свое отношение к ним.

Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3

Целеполагание и мотивация.

Сформулировать цели и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность.

Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей, дополняя и конкретизируя их через работу в группах.

Формулируют цели урока.

Сообщение учащимися и учителем темы и целей урока.

4

Изучение восприятия нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление.

Организует работу учащихся по ознакомлению со сказкой в форме ролевой игры (инсценировка).

Инсценируют сказку. Учащиеся наблюдают, слушают, высказывают отзывы.

Активность учащихся в беседе по прочитанной сказке.

5

Осознание и осмысление учебного материала.

Создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Предлагает различные виды чтения с последующей работой по выявлению смысла сказки (от простого к сложному).

Читают сказку, выполняют тест и задания разного уровня сложности.

Правильность и осознанность понимания содержания сказки большинством учащихся на репродуктивном и конструктивном уровнях.

6

Первичный контроль ЗУН.

Выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

Организует работу в парах с пословицами (применение знаний в измененной ситуации).

Выбирают пословицу, которая подходит к сказке.

Успешность в выполнении задания и умения пользоваться приобретенными знаниями в измененной ситуации.

7

Итог урока. Информация о домашнем задании.

1) Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

2) Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

1) Направляет учащихся на сопоставление задач урока с уровнем их достижения.

2) Создает ситуацию выбора (разноуровневого домашнего задания).

1) Определяют уровень выполнения задач, поставленных на урок.

2) Осознанно выбирают домашнее задание.

Подведение итогов. Осознанный выбор домашнего задания.

8

Рефлексия.

Проанализировать психическое состояние учащихся от деятельности на уроке.

Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика.

Осуществляют рефлексию собственной работы на уроке.

Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и адекватной самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуй, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпение и старание.

2. Актуализация знаний.

– Какого раздела произведения читали? (Сказки разных народов о животных).
– Какие сказки особенно запомнились? Какого народа? Почему?
– Чему учат сказки?

Вывод: Наша страна многонациональна. У каждого народа свои обычаи, песни и сказки.

– О ком сегодня будем читать, узнаете, когда отгадаете загадку.

…Вперевалку зверь идет, по малину и по мед
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь).

Вывод: Будем читать о медведях.

3. Целеполагание и мотивация.

а) Создание условий для целеполагания.

– Что знаете о медведях? (Высказывания детей).

– Чем они отличаются? (Цвет шерсти, объем, место обитания).

Белый медведь живет среди арктических льдов (показать место на физической карте); он белый, только глаза и нос черные. Это самый крупный ХИЩНИК на земле. (Рисунок 1. Белый медведь).

… Работа в группах. По заданным алгоритмам выполнить действия и ответить на вопросы (карточки).

1) Белый медведь плавает со скоростью … км/час (до 9 км/час).

Cм. Приложение 1

2) Белый медведь, иногда, заплывает от берега (кромки льда) в открытое море на расстояние ~150км.

См. приложение 2

3) Белый медведь может почуять добычу под тонким слоем льда за ~15–20км (Может разглядеть тюленя на льду за 2–3 км).

См. приложение 3

4) Белый медведь проходит за день до 70 км.

См. приложение 4

Бурые медведи водятся по всей лесной полосе. Живут на равнинах и в горах, где есть буреломы (бурелом – сломанные деревья), болота, водоемы. Спят в берлогах, а те, кто не уснул называются … (Рисунок 2. Бурый медведь)

(На карточках вычеркните буквы, которые повторяются).

РШССАРВТРУВНВЫР (…шатуны).

Как и белые, они прекрасные рыболовы, снастью служат острые, крючковатые когти, длиной 12 см.

Рисунок 3, рисунок 4 (рыболовы).

5) Длина когтей бурого медведя – 12 см.

См. приложение 5

Питается кореньями растений, ягодами, любит мед, выкапывает жуков, личинок. Голова у бурого медведя большая, уши маленькие, хвост короткий.

Масса белого медведя – 700 кг, бурого – 500 кг.

Черный медведь (белогрудый) – редкий зверь (рисунок 5). Он меньше бурого, обитает на Дальнем Востоке. Его называют белогрудым. Почему? Уши у него большие.

6) В горах, иногда, черный медведь забирается на высоту (до 4 км).

См. приложение 6

Прекрасно лазает по деревьям; спит зимой в больших дуплах (показать энциклопедическую книгу «Хищники»).

б) Формулирование темы целей.

Речь в сказке пойдет о двух медведях.

(… чтение названия сказки с использованием рисунков: …Белый медведь… и …бурый медведь… (рисунок 6))

Цели формируют дети по опорным словам на доске: познакомиться, учиться, обогащать (развивать).

4. Организация восприятия нового материала.

а) Ролевая игра (инсценировка).

– Понравилась ли сказка?

– Чем?

– Захотелось ли перечитать?

б) Кто автор этой сказки? (открывается запись: ненецкая сказка).

– Кто такие ненцы? (Рисунок 7).

Ненцы – это народность Севера. Народ миролюбивый, добродушный. Занимаются оленеводством, охотой, рыбалкой. Одежда глухая, надевается через голову, из оленьих шкур. Живут оленеводы в чумах. Они легко собираются и разбираются.

5. Осознание и осмысление учебного материала. Первичное его закрепление.

а) Словарная работа перед чтением:

Шерсть дыбом – торчком, поднятая вверх; одолеть – пересилить, победить; верха не возьмет – не победит; ловчее, увертливее – о ловкости, изворотливости.

(Слова на доске или слайды).

б) Перечитывание сказки про себя (внимательно).

в) Проверка восприятия посредством теста с последующим самоконтролем.

(Результат на доске или слайд).

  1. Бурый медведь пошел:
    а – в берлогу,
    б – на север, к морю,
    в – за медом.
  2. В это время белый медведь пошел:
    а – на юг, к земле,
    б – в арктические льды,
    в – ваш вариант.
  3. Медведи встретились
    а – в джунглях,
    б – в море,
    в – у самого берега моря.
  4. Верх взял (победил)
    а – сильный белый медведь,
    б – никто,
    в – ловкий, увертливый бурый медведь.
  5. Теперь медведи живут
    а – вместе,
    б – врозь, не мешая друг другу,
    в – ваш вариант.

(…Тест напечатан каждому ученику. Правильные варианты ответов: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б).

г) Выявление смысла сказки

1) Перечитывание сказки по абзацам (зачитать 1-й абзац)

  • Куда отправился белый и бурый медведь?
  • Где они встретились?
  • Зачитайте разговор двух медведей.
  • А после «Схватки» о чем говорили?
  • Почему? (…Каждый должен жить в своем месте обитания)
  • Найдите в тексте отличия белого медведя от бурого.
  • Какие слова употребляют ненцы для характеристики медведя? (Увертливее, ловчее).

2) Создание условий, чтобы дети сделали вывод о главной мысли сказки.

  • Мог ли белый медведь жить в лесу, а бурый во льдах?
  • Почему? (Разная пища).
  • Почему это сказка? (…что вымышлено, что правда?).
  • Чему учит? (…уступать друг другу).

Вывод: Это сказка. Белый медведь приспособлен для жизни во льдах, а бурый – в лесах. Она учит нас быть дружелюбными и уступать друг другу.

Физкультминутка.

3) Работа по иллюстрации:

  • Что изобразил художник? (стр. 17) (…медведи мирно беседуют на берегу моря).
  • Почему?
  • Как вы понимаете «Мирно беседуют»?
  • Какой отрывок подходит к рисунку?  (3-й абзац).
  • Что бы вы нарисовали? (Предложения детей).

4) Чтение по ролям.

  • Что говорил белый медведь?
  • Как? (Презрительно, строго, громко, с возмущением) (…дети анализируют чтение одноклассников).

5) Чтение сказки по цепочке (по предложению):

  • Как ненецкий народ называет белого и бурого медведя? (Морской хозяин, лесной хозяин).
  • Почему хозяин? (Он знает все, сильный в своей среде обитания).
  • Как можно назвать сказку по другому? (Два медведя. Лесной хозяин и морской хозяин).

6) Чтение диалога, исключая слова автора.

7) Подготовка к пересказу:

  • Чтение с сокращением текста (1, 2, 3, 4, 9, 10, 21, 22).
  • Какими словами можно описать характер медведей: белого (…сильный), бурого (…ловкий, увёртливый).

6. Первичный контроль ЗУН.

Работа в парах:

Из двух пословиц выбрать ту, которая подходит к сказке. Почему?

  • Два медведя в одной берлоге не уживутся.
  • Сумел ошибиться, сумей поправиться.

7. Итог урока.

Информация о домашнем задании

  • С какой сказкой познакомились?
  • Какого народа?
  • Чему учит сказка?
  • Какое бы домашнее задание вы себе определили? (Научиться читать по ролям, пересказ, пересказ от лица героя, рисунок).
  • Какие ставили цели?
  • Как справились?
  • Кто доволен своей работой? (Отметить работу детей учителем).

8. Рефлексия.

Указывают свое настроение после урока в соответствии с рисунком на доске.

Рисунок 8