Обобщающий урок по теме "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: систематизировать, обобщить и закрепить теоретические знания о бессоюзных сложных предложениях, правилах постановки знаков препинания в сложном предложении; обратить внимание обучающихся на грамотную устную речь и звучание в ней бессоюзных сложных предложений, работать над коммуникативными умениями, показать значение труда педагога.

Оборудование урока: карточки со словарными словами, макет газеты «Искатели», магнитофонная запись интервью, фотография Битаевой Г. Г.

Предварительная работа: обучающиеся получили домашнее задание написать мини-сочинения и сочинения-рассуждения о школе, взять интервью у старейшего педагога школы Г. Г. Битаевой.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение и обобщение знаний.

– Вы в редакции газеты «Искатель». Я – главный редактор. Мне нужны умные, трудолюбивые, находчивые и любознательные сотрудники для выпуска юбилейного номера. Для этого я проведу тест-конкурс, задача которого выявить ваши знания, умения и навыки.

1. Проверка орфографической грамотности, зоркости. (На доске слова на карточках). Просматривают, запоминают.

  1. Аккомпанемент
  2. Популярный
  3. Комментатор
  4. Корреспондент
  5. Эмоциональный
  6. Эксперимент
  7. Презентация
  8. Эффект
  9. Чествовать
  10. Гуманный
  1. Запишите слово № 2
  2. Синоним к слову человечный
  3. Слово, происходящее от англ. present
  4. Журналист – сотрудник газеты
  5. Глагол в неопределенной форме
  6. Слова, начинающиеся на букву э
  7. Музыкальное сопровождение. Петь под …
  8. Продолжите ряд однокоренных слов: комментарий, комментировать, …

2. Я утверждаю, что … (да – 1, нет – 0).

  1. Синтаксис – греческое слово, которое обозначает «составление, построение».
  2. Предложения бывают простые, сложные, составные.
  3. Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
  4. Смысловые отношения в бессоюзных предложениях зависят от содержания входящих в них простых.

3. Пунктуационный диктант.

  1. В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится … ( – ).
  2. В бессоюзных сложных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого … ( , ).
  3. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением ставится … ( : ).
  4. Если в сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член, ставится … (знака нет).

– Результаты тестирования меня удовлетворяют, вы приняты на работу. Итак, приступим к выпуску газеты. Что такое газета? Газета – периодическое издание, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. Каждая газета освещает какую-то определенную сферу жизни. Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящена наша газета? Юбилею нашей школы.

I. Официальная хроника о важнейших событиях.

– Вы получили домашнее задание – написать мини-сочинения, сочинение-рассуждение о школе. Прошу обменятся мнениями и выбрать лучшую работу для данной рубрики.

II. Встреча с интересным человеком. (Интервью).

– Наши молодые внештатные корреспонденты встретились с замечательным человеком, педагогом высшей категории, Отличником народного образования, учителем-методистом Галиной Григорьевной Битаевой.

Справка. Галина Григорьевна окончила Бурятский пединститут по специальности учитель русского языка и литературы, педстаж – 42 года, в нашей школе проработала учителем русского языка и литературы 32 года. Прошла путь от учителя начальных классов до директора школы. Очень интересный, доброжелательный, самоотверженный, хлебосольный человек.

– Вашему вниманию предлагается интервью, записанное накануне.

Задача: внимательно прослушать текст, выписать бессоюзные сложные предложения, поработать над орфограммами и пунктограммами. (Интервью прослушивается в магнитофонной записи, группы получают текст интервью).

1-я группа работает над вопросом № 2.

2-я группа – ответ на вопрос № 8.

3-я группа – ответ на вопросы № 3, № 4.

1. Корреспондент: Кто, по Вашему мнению, может стать учителем?

Галина Григорьевна: Я думаю учит..лем может стать такой человек который способен научить вызвать инт..рес к познанию. Конечно необходимы также добр..та т..рпение любовь к детям знание инд..в..дуальности ученика и т. д.

2. Корреспондент: Какие качества необходимы учителю?

Галина Григорьевна: Мне кажется я ответила на этот вопрос. Давайте еще раз повторим настоящему учителю необходимы т..кие качества как любовь к детям сп..собность научить опираясь на инд..в..дуальность ребенка знание в с..в..ршенстве своего предмета бе..корыстие и доброта общая культура т..лант общения. Учитель всегда на виду. Его жизнь – своеобразный образец борьбы с трудностями так как учитель воспитывает учеников и собственным примером. Великий Пушкин называл своих учителей наставниками. Вспомните его «19 октября».

Наставникам хр..нившим юность нашу
Всем честию и мертвым и живым
К устам подъяв пр..знательную чашу
Не помня зла за благо воздадим.

Наставник т. е. наставляющий как жить. В этом ч..ловеческое и гр..жданское назн..чение учителя.

3. Корреспондент: Какие педагоги предпочтительнее: строгие и требовательные или внимательные и добрые?

Галина Григорьевна: Предп..чтительнее всего мудрый учитель он соч..тает в себе и вн..мательность и доброту и стр..гость и требовательность.

4. Корреспондент: Ваше педагогическое кредо.

Галина Григорьевна: Мое п..дагогическое кредо это пять «у»: умение понять ученика умение выслушать умение соп..р..живать умение об..яснить умение не терять надежды и веры в ученика.

5. Корреспондент: От чего зависит успех труда учителя?

Галина Григорьевна: Учитель наблюдателен внимателен видит каждого ученика и класс в целом предв..дит результаты обучения его ждет успех. Конечно п..дагог должен быть и хорошим орг..низатором чтобы использовать разные формы работы (парные, групповые) создать ко..ектив помощников среди учеников оп..раться на лидеров и т. д.

6. Корреспондент: Каким должно быть общение учителя с учеником?

Галина Григорьевна: Антуан де Сент-Экзюпери сказал самое дорогое это роск..шь человеческого общения. Общение это взаимоотношения соб..седников. А п..дагогическое общение это во..действие на ученика словом. Общение учителя с учащимися должно соответствовать следующим правилам добр..желательность внимание к соб..седникам т..ктичность умение оц..нить поведение слушателей.

7. Корреспондент: Какие ученики Вам запомнились? Были ли у Вас любимчики? Есть ли Вас преемники?

Галина Григорьевна: Ученики запомнились разные были среди них и «трудные». Любимчики конечно были целые классы выпуски 1978 1983 1995 и 1997 годов. Пр..емники есть правда не все учителя но многие закончили филологический факультет. Многие работают в Бурятии ведь я там нач..нала свой трудовой путь. Из выпускников Табагинской школы это

  • Кершенгольц Ольга (работает в г. Иркутске)
  • Котова Татьяна (гуманитарный колледж)
  • Юн Валерия (школа 23)
  • Кочнева Надежда (школа 31)
  • Малтугуев Юрий (журналист)
  • Анкудинова Лариса (ЯД 40/7)

8. Корреспондент: Ваши советы молодым учителям.

Галина Григорьевна: Научиться вл..деть интонацией ведь голос и слово основной инструмент деятельности п..дагога. (Не)осторожное слово (не)справедливое наказание ученик обижен класс настроен (не)гативно. (Не)продуманный урок пр..н..брежение мнением ко..ектива также ведут к трудностям. Совет молодым: (ни)когда (не)приходить на урок (не)подготовленным (не)быть чрезмерно ж..стким но и (не)опускаться до панибратства обл..дать чу..ством юм..ра и уметь ц..нить юмор учащихся. (Выполненные работы сдаются на проверку корректорам – подготовленным ученикам).

III. Рубрика «Знаете ли вы?» (для информации).

  • В нашей республике функционирует два государственных языка: русский и якутский; пять официальных: эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский; один рабочий – английский.
  • Будут перемены в совершенствовании действующей орфографии; будут сняты некоторые исключения из правил. На развитие русского языка требуется 32 млн. руб.
  • За 45 лет существования школы сменилось 10 директоров, 6 директоров по УВР, 8 зам. директоров по ВР.

IV. «Зарядка для ума». Кроссворд.

  1. Учреждение, дающее основы знаний.
  2. Кто приносит славу школе?
  3. Торжественное событие в жизни школы.
  4. Устные и письменные высказывания в адрес школы.
  5. Куда приглашают «хороших» учеников?
  6. Место, где уживаются вместе игра и знания, ловкость и умелость.
  7. Кем славится Россия?

V. Все рубрики заполнены. Наша цель достигнута. Благодарю за работу.

VI. Д/з по карточкам: группа № 1 – весь текст интервью. Группы № 2, 3 – инд. работа по карточкам.