Поект построения системы мониторинга качества образования

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка.

В российском образовании сегодня происходят значительные изменения, связанные, в первую очередь, с формированием приоритетов образовательной политики. Один из таких приоритетов – системный подход к качеству управления образованием, ориентированный на смещение ценности с процесса на результат, что, собственно, не умаляет значительности самого образовательного процесса.

Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление образовательным процессом, его развитие, является оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных, получаемых из разных (внутренних и внешних) источников.

Понятие «качество образования» в современной педагогике трактуется по-разному, в зависимости от ценностно-ориентированного подхода к его определению. Наиболее точным представляется определение, данное этому понятию М. Аграновичем и П. Кондрашовым: Качество образования – уровень решения комплекса образовательных задач, включающего учебные результаты, социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания, при соблюдении нормативных требований к условиям обучения, освоении образовательного стандарта, соответствии образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя1.

Развитие системы статистики и мониторинга качества образования в школе позволяет использовать их как инструмент для аналитики и информационного обеспечения принятия управленческих решений по разным направлениям деятельности.

Цель построения системы мониторинга качества образования: обеспечение оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения и прогнозирование результатов деятельности; охрана прав, интересов и здоровья участников образовательного процесса.

Задачи построения системы мониторинга качества образования:

  • формирование единой системы измерений качества образования;
  • оценка качества образования по всем направлениям деятельности школы;
  • развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • принятие обоснованных управленческих решений.

Условия реализации проекта:

  • формирование государственно-общественных форм контроля за качеством образования;
  • формирование единого информационного пространства (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий сети Интернет), открытого для всех участников образовательного процесса;
  • создание мониторинговой службы школы;
  • разработка количественных и качественных показателей методов оценивания средствами информационно-коммуникативных технологий;
  • совершенствование системы повышения качества образования в результате функционирования новой модели.

Постановка проблемы: Построение системы мониторинга качества образования в школе является одним из важнейших инструментов повышения качества образования через определение приоритетов и принятие обоснованных управленческих решений.

Краткое представление проекта:

В данном проекте предлагается модель деятельности образовательного учреждения по построению мониторинговой системы, которая позволяет сделать реальные шаги к обновлению содержания управленческой деятельности администрации школы.

Анализ деятельности школы показывает, что ряд проблем, связанных с управлением качеством образования, в силу отсутствия разного рода объективных данных, остается без рассмотрения, а соответственно, страдает качество образования. При выявлении причин было выяснено, что главной из них является отсутствие системы при изучении разных аспектов деятельности образовательного учреждения.

Новизной предлагаемого проекта является использование различных способов и форм мониторинга, а также используемых средств при проведении исследований. Основным принципиально важным достоинством данного проекта является комплексное рассмотрение проблем.

По вертикали система мониторинга включает исследование по различным направлениям значимых участников образовательного процесса (объекты исследований), по горизонтали – предметы исследований. Система мониторинга представляет собой следующую структуру:

Проект можно считать успешным, если созданная система мониторинга качества образования позволит администрации образовательного учреждения в соответствии с полученными данными мониторинга выбирать образовательные цели, задачи и эффективные средства их решения, осуществлять прогнозирование результатов деятельности и принимать обоснованные управленческие решения, а самое главное, получить качественные результаты образования в соответствии с требованиями образовательного стандарта и социальным запросом.

Проект системы мониторинга МОУ СОШ № 47

1. Мониторинг условий.

Тема мониторинга

Сроки, периодичность

Исполнители

Мероприятия, направленные на осуществление коррекции деятельности школы по результатам мониторинга

Родители (законные представители)

Социальный заказ родителей (законных предст.) на предоставление образовательных услуг

ежегодно, сентябрь, май

Администрация школы

Разработка модели выпускника с учетом мнений родителей

Социологическое исследование социального состава семей

ежегодно, сентябрь

Соц. педагог

Коррекция плана работы школы с семьями уч-ся

Учащиеся

Образовательные потребности учащихся

ежегодно, сентябрь, май

Администрация школы

Разработка модели идеального выпускника с учетом мнений уч-ся

Состояние здоровья учащихся

ежегодно, октябрь

Фельдшер, кл. рук-ли

Педконсилиумы, учет в работе учителей-предметников

Уровень физической подготовленности

ежегодно, сентябрь-октябрь

фельдшер, учитель физ. культуры

учет в работе учителей-предметников

Уровень готовности детей к обучению, выявление групп детей с «низким» и «избыточным» уровнями готовности (1-й класс)

ежегодно, в течение уч. года

Психолог, кл.рук-ли

Педконсилиумы, учет в работе учителей

Уровень общего психического развития (1-й класс)

ежегодно в течение уч. года,

Психолог, кл.рук-ли

Педконсилиумы, учет в работе учителей

Уровень общего развития (4-й класс)

ежегодно, апрель-май

Психолог, кл.рук-ли

Материалы для будущих классных руководителей и учителей

Определение стартового уровня качества знаний учащихся 2–11-х классов по основным предметам

ежегодно, сентябрь

Зам. директора по УВР

Материалы для педсовета

Сформированность познавательного потенциала личности учащихся (5–10-е классы)

раз в два года

Психолог, кл.рук-ли

Педконсилиумы, учет в работе учителей

Сформированность нравственного потенциала личности (4–11-е классы)

раз в два года

Психолог, кл.рук-ли

Педконсилиумы, учет в работе учителей

Уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению (8–10-й класс)

ежегодно, январь

Психолог, кл.рук-ли

Учет в работе классных руководителей, учителей-предметников

Сформированность общеучебных умений и навыков учащихся (2–10-й классы)

ежегодно

Психолог, кл.рук-ли, учителя

Педконсилиумы, учет в работе учителей

Уровень школьной тревожности (1–5-й классы)

ежегодно, январь-февраль

Психолог, кл.рук-ли

Педконсилиумы, учет в работе учителей

Уровень развития мотивационной сферы (1–11-й классы)

ежегодно

Психолог, кл.рук-ли

Круглые столы, педконсилиумы, учет в работе классных рук-й

Занятость учащихся во внеурочное время

ежегодно

кл.рук-ли, соц. педагог

Учет в работе классных рук-й

Педагоги

Запросы и ожидания педагогов от образовательного процесса

раз в два года

Администрация школы

Коррекция плана работы школы, его целей и задач

Анализ заболеваемости педагогов

ежегодно

Администрация школы

Педсовет по сохранению здоровья педагогов, психол. тренинги

Уровень профессиональной подготовленности к работе в школе молодых специалистов

ежегодно

Зам. директора по УВР

План работы школы педагогического мастерства

Затруднения в обучении учащихся

ежегодно

Зам. директора по УВР

План работы школы педагогического мастерства

Затруднения в воспитании учащихся

ежегодно

Зам. директора по УВР, ВР

План работы школы педагогического мастерства

Уровень мотивационной сферы

раз в два года

Психолог

Создание мотивационных механизмов, система псих. тренингов

Уровень развития педагогической деятельности

раз в два года

Зам. директора по УВР, психолог

Семинары по обмену педагогическим опытом

Социальные партнеры

Запросы и ожидания социальных партнеров от сотрудничества со школой

ежегодно

Администрация школы

Коррекция плана работы школы, целей и задач

Выпускники школы

Образовательные потребности учащихся с точки зрения выпускников школы

раз в три года

Администрация школы

Коррекция плана работы школы

2. Мониторинг функционирования.

Тема мониторинга

Сроки, периодичность

Исполнители

Мероприятия, направленные на осуществление коррекции деятельности школы по результатам мониторинга

Родители (законные представители)

Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством представляемых образовательных услуг

ежегодно

Администрация школы

Учет при планировании работы школы, коррективы в плане работы

Предложения родителей о сотрудничестве в области образования школьников

ежегодно

Администрация школы

Учет при планировании работы школы

Учащиеся

Удовлетворенность учащихся образовательным процессом в школе

ежегодно

Администрация школы

Круглые столы с учащимися по проблемам обучения, учет при планировании работы школы

Качество освоения программ начального общего образования, его динамика.

ежегодно

Зам. директора по УВР

Программа повышения качества образования

Качество освоения программ общего образования, его динамика (5–8-й классы).

ежегодно

Зам. директора по УВР

Программа повышения качества образования

Уровень общей и специальной обученности, интеллектуального потенциала (4–7-й классы)

ежегодно

Зам. директора по УВР, пси-холог, учителя

Программа повышения качества образования

Качество освоения программ основного общего образования, его динамика (9-й класс)

ежегодно

Зам. директора по УВР

Программа повышения качества образования

Уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению (7–9-й классы)

ежегодно

Зам. директора по УВР, психолог

Учет при планировании профильного и предпрофильного обуч-я

Анализ устойчивости интересов и склонностей учащихся, их соответствие выбранному индивидуальному маршруту

ежегодно

Психолог, кл. рук-ли

Индивидуальная работа психолога, классного руководителя

Комфортность учащихся в учебной деятельности

ежегодно

Зам. директора по УВР, психолог

Проблемные круглые столы, педсоветы, совещания при завуче

Уровень адаптации учащихся 1-х, 5-х, 1-х классов к процессу обучения

ежегодно

Психолог

Педконсилиумы, индивидуальная работа психолога, кл. рук-ля

Комплексное исследование личности учащихся (по желанию родителей)

ежегодно

Психолог

Индивидуальная работа психолога

Психологическое единство класса

ежегодно

Психолог

План работы классного руководителя

Социометрия

ежегодно

Психолог

План работы классного руководителя

Педагоги

Качество преподавания отдельных предметов

ежегодно

Зам. директора по УВР

Педсовтеы, совещания при директоре, при завуче

Качество преподавания элективных курсов и курсов по выбору

ежегодно

Зам. директора по УВР

Педсовтеы, совещания при директоре, при завуче

Степень удовлетворенности учителя профессиональной деятельностью

ежегодно

Зам. директора по УВР, психолог

Круглые столы, семинары, программа повышения качества образования

Комфортность педагогов в учебной деятельности

ежегодно

Зам. директора по УВР, психолог

Круглые столы, семинары, программа повышения качества образования

Владение современными образовательными технологиями

ежегодно

Зам. директора по НМР

Конференции, семинары по обмену опытом

Использование средств ИКТ в образовательном процессе

ежегодно

Зам. директора по НМР

Конференции, семинары по обмену опытом

Уровень методических затруднений учителя

ежегодно, апрель

Зам. директора по НМР, УВР

Коррекция плана работы школы, круглые столы

Уровень затруднений учителя в воспитательной работе

ежегодно, апрель

Зам. директора по ВР

Коррекция плана работы школы, педсоветы

Уровень педагогического сотрудничества в процессе обучения

ежегодно

Психолог

Конференции, семинары по обмену опытом

Социометрия

ежегодно

Психолог

Создание условий для педагогического роста

Выполнение учебных программ

ежегодно, в течение года

Зам. директора по УВР

 

Социальные партнеры

Степень удовлетворенности социальных партнеров взаимным сотрудничеством со школой

ежегодно

Администрация школы

Круглые столы с представителями соц. партнеров по вопросам сотрудничества

Выпускники школы

Степень удовлетворенности выпускников сотрудничеством со школой

раз в три года

Администрация школы

Круглые столы с выпускниками по вопросам взаимного сотрудничества

3. Мониторинг результатов.

Тема мониторинга

Сроки, периодичность

Исполнители

Мероприятия, направленные на осуществление коррекции деятельности школы по результатам мониторинга

Родители (законные представители)

Степень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами школьного образования

ежегодно, май

Администрация школы

Программа повышения качества образования

Учащиеся

Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся

ежегодно, май, июнь

Зам. директора по УВР

Программа повышения качества образования

Учебные достижения школьников в выбранной ими индивидуальной образовательной траектории

ежегодно, май-июнь

Класс. руководители

Программа повышения качества образования

Достижения учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, социальных проектах

ежегодно, май

Зам. директора по УВР

Программа повышения качества образования

Достижения учащихся в научно-исследовательской деятельности

ежегодно, май

Зам. директора по УВР

Программа повышения качества образования

Достижения учащихся и школьного коллектива во внеурочных олимпиадах, конкурсах, социальных проектах

ежегодно, май

Зам. директора по ВР

Программа повышения качества образования

Педагоги

Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся по классам

ежегодно, июнь

Зам. директора по УВР

Педсоветы, программа повышения качества образования

Достижения учащихся педагога в предметных олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, в научно-исследовательской деятельности

ежегодно, июнь

Зам. директора по УВР

Конференции, семинары по обмену опытом, программа повышения качества образования

Достижения учащихся и классного коллектива во внеурочных олимпиадах, конкурсах, социальных проектах

ежегодно, июнь

Зам. директора по ВР

Конференции, семинары по обмену опытом, программа повышения качества образования

Достижения педагогов в профессиональных конкурсах, социальных проектах

ежегодно, май-июнь

Зам. директора по НМР

Конференции, семинары по обмену опытом, прог-рамма повышения КО

Участие педагогов в научно-методической работе школы, города, области, на всероссийском уровне

ежегодно, май-июнь

Зам. директора по НМР

Конференции, семинары по обмену опытом

Социальные партнеры

Результативность взаимного сотрудничества в вопросах образования

ежегодно, июнь

Администрация школы

Круглые столы с представителями соц. партнеров по вопросам сотрудничества

Выпускники школы

Социальная адаптация выпускников школы

ежегодно, август

Зам. директора по УВР

Корректировка программы работы шко-лы по повышению КО

Критерии и показатели эффективности проекта:

  • Создан информационно-методический банк по проблеме.
  • Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.
  • Сформирован орган государственно-общественной формы контроля за качеством образования.
  • Создано единое информационное пространство, открытое для всех участников образовательного процесса.
  • Создана нормативная база мониторинговой службы школы и начато ее функционирование.
  • Совершенствуется система повышения качества образования в результате функционирования новой модели.
  • Созданы оптимальные условия для принятия обоснованных управленческих решений.

1 Агранович М., Кондрашов П. «Индикаторы оценки качества образования» // Директор школы, № 5, 2007, С. 7–8.

13.05.2009