Урок литературы. Проблема человека и природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Разделы: Литература


Цель: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.

Оборудование. Портрет И.С. Тургенева, репродукции: картина К.В. Лебедева (1884) и В.Е. Маковского (1879), запись симфонической картины Э.Грига «Утро», мультимедийное оборудование.

Ход урока

Начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя.

Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох.

Задание: прочитать описание июльского утра в конце рассказа и проследить за умением автора рассказать о том, что он видел и слышал. Как «зачиналось» это утро? Что увидел Тургенев? Светлело, холодело, синело, забелелось… Он видит, как меняются краски, и слышит: «…кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса». Эта кроткая пора раннего рассвета служит лишь фоном, бледным и поэтому контрастным пятном для того, чтобы насладиться настоящим утром, оживлённым солнечными лучами. Проследим, как создана эта великолепная, оптимистичная, мажорная картина, которая неразрывно связана с мыслями об авторских прогнозах будущего, с его верой в будущее бескрайней родины, и мальчишек, которые живут на этой земле. Каскад красок, лавина звуков обрушены на читателя, но они не утомляют, не раздражают, а создают чувство спокойствия и радости. В чём же секрет гармонии звуков и красок? Не в изощрённости писательского пера, а в содержательности литературной формы. Ярок, богат, полон жизни, движения мир природы. Чтобы увидеть и передать это, нужны не семь цветов школьной палитры, а те тона, полутона, движения и переходы цвета, света, очертаний, которые посильны мастеру. Обратим внимание на то, как это сделано в описании раннего утра:

  • не зелёные холмы – а зазеленевшиеся холмы,
  • не зелёные кусты – а сверкающие, обагрённые кусты,
  • не синяя река – а стыдливо синеющая из-под редеющего тумана.

Даже свет, и тот обретает мгновенно меняющуюся окраску: (Слайд 5) «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…»

Но ведь читатель видит в рассказе два тёплых погожих июльских утра, следующих одно за другим. Одно из этих описаний начинает рассказ, другое его завершает.

Индивидуальные д/задания (карточки)

Какое время дня описывается в начале «Бежина луга»?
На что обращает внимание автор при описании утра, полдня, вечера?

Какие краски используются?

В чем особенность изображения явлений природы?

Какие строки помогают понять, что начался новый день?

Как «зачиналось» это утро?

На что обращает внимание автор?

Проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.

Чем отличается первое описание от второго?

Сравнить эти описания и решить, как различие описаний, их специфика связаны с той ролью, которую каждый из них играет в рассказе. 

Какими мы видим звезды, луг, холмы, кусты, небо, речку?

Каким настроением проникнуто все описание утра?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается эта картина?

Почему Тургенев использует выражение «утро зачиналось», а не «утро начиналось»? Как вы понимаете смысл этого слова?

Выразительное чтение описаний  начинающегося утра.

Июльское утро (начало рассказа)

Июльское утро (конец рассказа)

С самого раннего утра небо ясно: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло багровое, как перед бурею, но светлое и приветливо-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра.

…полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшим холмам, от лесу до лесу, и сзади, по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синеющей из-под редеющего тумана,- полились сперва алые, потом красные потоки молодого, горячего света…

Беседа с классом.

Комментарии. Описание первого утра, как видим, насыщено эпитетами, но это не цвет, не краска – это очень тонкое описание общего облика утра. В этом описании мы видим только небо – именно там и сейчас ищет примет земледелец. Оно не только поэтично, оно точно до последней крохотной детали, и можно было бы сравнить его с теми, десятилетия спустя зафиксированными записями народных примет, которым мы доверяем и сегодня.

Первое описание вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно дается глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца. «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...»

Во втором описании эпитетов втрое меньше, но больше цвета: оно ярче, пестрее, веселее, стремительней. В этом описании путнику не до неба - так ярко, живо и весело всё вокруг: луг, холм, лес, дорога, кусты, река, шум пробуждающейся жизни. «Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило!» красота, поэзия, яркость радуют человека в этом ослепительном круговороте природы.

Второе описание завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах «утро зачиналось» огромную веру в судьбу России, ее будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе «Русский язык»: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

И это – финал рассказа.

Прослушивание грамзаписи или магнитофонной ленты: фрагменты симфонической картины Э. Грига «Утро».

Беседа с классом:

Какие чувства вызвало у вас это произведение? Что вы представляли, когда слушали музыку?

Какую картину нарисовали бы вы, и какими красками? (Можно предложить задание нарисовать эту картину или написать мини-сочинение.

Вернёмся к символизирующей  фразе «утро зачиналось», прямая, открытая символика не характерна для почерка Тургенева-писателя. Следовательно, не только эта фраза, а общее  настроение всего описания (как и изображения крестьянских мальчиков) свидетельствует о вере писателя в будущее.

Но есть в нём и неожиданный постскриптум – справка о трагической гибели Павлуши.

Прежде чем перейти к соображениям по поводу этой трагической справки, обозначим основную тему рассказа.

Какова же основная тема рассказа?

Ответы ребят. 

Работа над обобщениями:

Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей не только в этом произведении, но и во всем сборнике. «Записки охотника» открываются рассказом о двух человеческих натурах «Хорь и Калиныч», а завершаются «Лесом и степью» и словами любви к «природе» и «свободе». Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.

Обобщение учителя.

Но чувство тревоги все равно не покидает читателя. Рассказ завершается известием о смерти Павла. «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти слова недаром обронены Тургеневым, они являются вторым финалом рассказа.

Работа с иллюстрациями К.В. Лебедева (1884) и репродукции с картины В.Е. Маковского, написанной на ту же тему в 1879г. Позы ребят (у Маковского есть т девочка), их задумчивые лица, а на цветной репродукции и краски дают почву для размышлений, накапливают материал для возможных сочинений и о сегодняшних ровесниках мальчиков с Бежина луга, и о судьбах самих мальчиков. Ребята очень любят заглядывать за границы художественного произведения, фантазировать на тему о том, что будет дальше с героем. В рассказе «Бежин луг» одну судьбу определил сам писатель, причём судьбу самого милого нам мальчика.

Почему погиб Павлуша?

Потому что верил, что погибнет, и не берёгся? Потому что боялся только воды и был безрассудно смел во всём остальном? Ведь его реплика с терпким привкусом фатализма: «Своей судьбы не минуешь!» - теряется среди его же здравых рассуждений и соображений о посвисте куличков и о тёплых странах, в которые они летят. Очевидно дело не только в этой формуле.

Павлуша в рассказе по-особому выделен: во-первых, самим рассказчиком, во-вторых, своими товарищами и как бы самой природой. (Слайд 11) В образе Павла пересекаются три линии: природа — человек — судьба. Павел — личность незаурядная, которая пытается познать действительность, заглянуть в тайны природы с помощью разума, то есть рационалистически. Он противостоит миру «непознанного и тайного». Но мир природы полностью не раскрывает себя, лишь единицам позволяет «заглянуть в себя», и за это часто берет самую жестокую и высокую плату — человеческую жизнь.

В последующие годы Тургенев вновь и вновь обращается к теме гармонии человека и природы в различных по жанру произведениях. Это и рассказы, и заметки, и философские эссе, в которых он пытался осмыслить вопрос о соотношении природы и творящей личности. Поэтому анализ «Бежина луга» позволяет наметить линию, которая становится главной в осмыслении Тургеневым природы как предмета эстетических размышлений и художественного изображения.

Домашнее задание. Любая письменная работа, которую пишут ученики после изучения рассказа Тургенева, особенно сложна потому, что неизбежны высокие требования к языку таких работ, к тому, что можно было бы назвать необходимостью некоторой стилизации, насколько она была бы возможна при работе над следующими темами: «Как могло сложиться будущее мальчиков, которых мы увидели у костра на Бежином лугу?», «В ночном» (на том же месте через год). Можно предложить и тему (например,  «Крестьянские дети в произведениях Тургенева и Некрасова»), связывающую рассказ о пяти мальчиках и о тех крестьянских детях, о которых Некрасов написал под влиянием Тургенева (программа прошлого года).

Презентацию Вы можете получить у автора статьи.

13.05.2009