Сценарий литературно-музыкальной композиции "Радость со слезами на глазах", посвященной 9 Мая

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать формированию патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • формировать эстетические чувства школьников.

Оформление: мультимедийные презентации к песням о войне (классы заранее готовят презентации к конкурсу).

1-й ведущий: Сегодня наша страна отмечает один из самых значительных праздников – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2-й ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

3-й ведущий: А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, сегодня самым молодым солдатам последнего военного призыва уже далеко за семьдесят. У многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки, и даже праправнуки.

4-й ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий: Это если говорить на скупом языке цифр. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих, нескончаемых года.

Запись голоса Левитана о нападении Германии

2-й ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

3-й ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

4-й ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

1-й ведущий: Нет, ни нам, ни будущим поколеньям забывать об этом нельзя.

2-й ведущий: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Песня «Священная война», презентация 8 «А» класса.

Чтец 4:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Чтец 5:

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 4:

Пламя ударило в небо — ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» — Родина.

Чтец 5:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 4:

Самое лучшее и дорогое — Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина.

Чтец 5:

Правда твоя — это наша правда, Родина.
Слава твоя — это наша слава, Родина! (Р. Рождественский. «Реквием»).

Исполняется песня «Мы за ценой не постоим».

Чтец 6.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Советской армии простой солдат.

3-й ведущий: В Москве, у Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

4-й ведущий: И в Калининграде, как и в любом другом городе нашей великой страны, всегда горит Вечный огонь в память о тех, кто не пожалел своей жизни ради миллионов жизней других – наших с вами жизней.

1-й ведущий:

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо — живым!

2-й ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном).

Чтец 7:

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор! («Ко дню победы». Чеботнягин А.С.).

3-й ведущий: Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война — это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

4-й ведущий: И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

1-й ведущий: А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

Вокальная группа исполняет песню «Последний бой».

Чтецы-1, 2, 3 на фоне тихой музыки читают стихотворение К. Симонова «Жди меня».

2-й ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

3-й ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

4-й ведущий: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

1-й ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война.

1-й чтец:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

2-й чтец:

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

3-й чтец:

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

1-й чтец:

Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

2-й чтец:

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

1-й чтец:

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...

2-й чтец:

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

1-й чтец:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

Взрослый чтец:

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

2-й ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве.

3-й ведущий: Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход мировой истории.

На фоне песни «На безымянной высоте» презентация 8 «Б» класса.

Чтец 9.

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л. Забашта. «Мать»).

Запись голоса Левитана о капитуляции Германии.

На фоне песни «Журавли» презентация 7 «Б» класса.

Чтец 10.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

На фоне песни «Майский вальс» презентация учащихся 7 «В» класса.

Чтец 11.

Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, –
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

1-й ведущий: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

3-й ведущий: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 12.

Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
Время замерло... Стынет гранит...
Наступает минута молчанья.
И со мною огонь говорит –
Голос памяти... Голос печали...

Чтец 13.

“В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают...”
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.

Чтец 12.

Бьется пламя... И небо звенит...
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат моего поколенья.
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.

Чтец 13.

Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг – вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Память! Ей мы навеки верны. (Елена Сенявская).

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

13-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

14-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

15-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

13-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

14-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

15-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

13-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, презентация 7 «А» класса.

12.05.2009