Открытый урок по литературному чтению (развитие речи) "Выразительные средства языка"

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомление младших школьников с выразительными средствами языка.
Задачи:

  • Ознакомление обучающихся с приёмами выразительности речи (олицетворение, сравнение, эпитеты).
  • Способствование развитию внимания, наблюдательности, воображения,
  • Воспитание сознательного отношения к русскому слову.

Оборудование: портрет К.Бальмонта; музыка Ф. Шопена; приложение 1 со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»; творческий лист (приложение 2) «Я – исследователь»; слайды: И.Шишкин «Зимний лес», фотография зимнего леса.

План работы творческой мастерской.

  1. Мотивационный этап.
  2. Поисково-творческий этап.
  3. Рефлексия.

Ход занятия

I. Мотивационный этап.

Учитель.

Прозвенел как обычно звонок.
Он нас пригласил на особый урок.

– Ребята, рассмотрите лист № 2, прочитайте, что на нём написано? (Творческий лист; «Я – исследователь», приложение 2).

– Что такое творчество?

– Кто такие исследователи? (Ответы детей).

– Если исследователи открывают тайны, значит и нам предстоит сегодня открывать тайны. Девиз нашей работы «Открываю тайны».

Отгадайте загадку:

Кто, угадай-ка, сегодня хозяйка.
Тряхнула перинки – полетели снежинки? (Зима).

Учитель. Хозяйка нашего урока «Зима»!

Ребята, я очень люблю зиму. Люблю смотреть, как искрится и переливается снег на солнце, а при лунном свете и в свете фонарей, он приобретает голубоватый оттенок. Люблю свежий морозный воздух. Очень люблю смотреть на деревья, покрытые инеем.

– А кто из вас тоже любит зиму и почему? (Ответы детей).

– Ребята, возьмите свой творческий лист и нарисуйте то, что вам очень нравится зимой.

– Я поставлю музыку Ф.Шопена, она тоже что-нибудь может подсказать.

(Обсуждение нарисованного).

– Молодцы!

II. Поисково-творческий этап. (Новые знания).

1. Актуализация знаний.

– Возьмите лист-приложение № 1 (приложение 1).

– Расскажите, что вы видите.

(Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».)

– Как называется стихотворение?

– Подходит ли это стихотворение к нашей теме? Почему? (Ответы детей).

Русский поэт А.Блок называл К. Бальмонта «Поэтом с утренней душой», как вы это понимаете?

Ответы детей.

2. Работа с текстом. Ей предшествует словарная работа.

– Прежде, чем читать стихотворение, давайте определим значение слов: «лелеять», «высь лазурная». (Уточнение значения слова «лазурная» идёт с опорой на изображении неба, представленном на слайде № 1, приложение 3).

Чтение стихотворения учителем.

– Какое настроение вызывает это стихотворение?

– Что узнали о снежинке?

Ответы детей.

– Теперь нам предстоит открывать тайны.

Чтение 1-й строфы. (Читают ученики).

– Как автор называет снежинку? Перечислите описание. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая).

– Автор наделил снежинку таким качеством, которое свойственно живому существу. Найдите это качество (смелая), подчеркните синим карандашом.

– Читая следующие строфы, давайте отметим действия снежинки, очень похожие на действия живых существ.

Чтение 2-й, 3-й, 4-й строфы – подчёркивание, глаголов.

1-я тайна. Если автор наделяет предмет свойствами, качествами живого существа, то он использует приём, который называется олицетворением.

(Учитель помещает на доске плакат с названием приёма «олицетворение»).

Дети записывают на строке – олицетворение (лист-приложение, приложение 2).

Чтение 5-й строфы.

– Как появилась звезда?(Вывод: автор снежинку сравнивает со звездой).

2-я тайна. Такой приём называется сравнением. Подчеркните красным карандашом.

(Учитель помещает плакат с названием приёма «сравнение»).

Дети записывают на второй строке – сравнение.

Чтение 6-й строфы.

– Давайте нашу снежинку назовём возвышенно, поэтично. Какая она?

(Ответы детей: нежная, чудная, сказочная, волшебная. Выполнение задания № 1).

3-я тайна. Образное, поэтическое, художественное определение предмета называется эпитетом.

(Учитель помещает на доске плакат с названием приёма «эпитеты»).

Дети записывают на 3-й строке – эпитеты.

3. Творческая работа.

– Посмотрите в окно, идёт ли снег? Закройте глаза, представьте себе, как снег, путешествуя с высоты, опускается на землю (звучит музыка).

– Нарисуйте свои самые красивые снежинки на творческом листке.

4. Динамическая пауза.

Представьте, ребята, что вы сами превратились в самые красивые снежинки и кружитесь, качаетесь в порыве ветра (дети выполняют движения), и тихонько опускаетесь на свои места.

5. Вывод.

– Прочитайте три новых слова (хором: олицетворение, сравнение, эпитеты) – это выразительные средства языка.

– Как вы думаете, зачем авторы в поэзии или в прозе, а часто и мы в своей речи используем выразительные средства языка?

(Ответы детей).

– Так как эти слова делают нашу речь красивее, интереснее, образнее, понятнее, их можно назвать словами – «звёздочками». (Учитель помещает на доске маленькую звёздочку).

6. Первичное закрепление новых знаний.

1. Какие слова – «звёздочки» использовали авторы, какими выразительными средствами языка они являются?

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна… (С.Есенин)

(Олицетворение).

Я проснулся раньше всех
И увидел первый снег!
Мотыльковый белый рой
Закружился надо мной. (Я.Османис)

(Сравнение).

Снег искристый, серебристый
В воздухе кружится.

(Эпитеты).

2. Выполнение задания № 2 в приложении (приложение 1).

– В каждом столбике подчеркните словосочетания, в которых применены выразительные средства языка, и назовите их.

(Устная работа учеников).

3. Коллективное выполнение задания № 3.

– В предложении пропущены определения. Подберите слова – «звёздочки», подходящие по смыслу, впишите. (Дети подбирают слова, указывая, какими выразительными средствами языка они являются).

4. В творческом листке напишите предложение или мини-сочинение (2–3 предложения) о хозяйке нашего урока – Зиме, используя слова – «звёздочки».

(Чтение предложений детьми).

– Дома вы можете дописать еще несколько предложений, тогда что получится? (Текст). Придумайте красивый заголовок, в котором отражается тема текста.

– Можете дописать картину, начатую в творческом листке.

– А кто из вас знает, как в живописи называется изображение живой природы, а в литературе – описание? (Пейзаж)

– Пейзаж художника И. Шишкина «Зимний лес» (слайд № 2, приложение 3) украсил наше занятие.

III. Рефлексия.

  • Ребята, а кто из вас сегодня действительно был исследователем?
  • Какие тайны русского языка вы открыли для себя?
  • Где бы вы хотели применить новые знания?
  • Что бы вы хотели рассказать об уроке, применяя выразительные средства языка?
  • Я благодарю вас за урок. Вы молодцы! Вы настоящие исследователи!