Урок-презентация "Структурные особенности экономики России"

Разделы: География


Цель: создать условия для понимания структурных особенностей экономики России, способствовать развитию внимания, умения анализировать и делать выводы.

Задачи:

  1. Познакомить с содержанием понятий “экономика”, “отрасль”, “структура”.
  2. Способствовать формированию умения работать с учебником, анализировать схемы и тематические карты, сравнивать и делать выводы.
  3. Развивать умение слушать и кратко фиксировать необходимую информацию.

Оборудование:

  • Медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.
  • Презентация “Структурные особенности экономики России”.
  • Учебник.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-лекция.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-целевой.

Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. А поэтому нам необходимо знать такие новые понятия, как “хозяйство”, “отрасль”, “структура”. Чтобы правильно управлять экономикой, нужно знать её структурные особенности. Основные вопросы мы рассмотрим в ходе работы с презентацией. Ваша задача не только внимательно слушать, но и зафиксировать основной материал лекции в тетради в виде записи определений, схем и рисунков. На работу отводится 20 минут.

II. Организационный.

Учащиеся в тетрадь записывают тему урока и план лекции (слайд № 1, 2).

Дальнейшая работа проходит по плану лекции:

1. Что такое экономика? (Слайд № 3)

2. Типы экономических систем? (Слайд № 4)

- Вспомните основные типы экономических систем и заполните данную схему (все заполняют схему в тетради, а один - на интерактивной доске) А далее отвечают на поставленные вопросы.

3. В истории России действовали различные экономические системы. Давайте выясним, как исторически изменялось соотношение взаимосвязанных экономических систем в России. (Слайд № 5 или рисунок 22 в учебнике на стр. 71)

4. Всю социально-экономическую историю человечества можно разделить на три этапа.

Доиндустриальный (аграрный). Большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (Россия в XIX в.).

Индустриальный. Ведущей отраслью хозяйства является промышленность. (Развитые страны прошли этот этап в XIX веке и начале XX века. Россия сейчас находится на этом этапе развития.)

Постиндустриальный. Этап развития, при котором ведущими отраслями являются наука, информатика, связь, сфера услуг. Этот этап у России в будущем. На каждом этапе господствовала определённая социальная группа населения. (Cлайды № 6–9). Один этап от другого отделяется революцией.

5. Для географии особенно важен географический рисунок современного размещения и сочетания доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономики по районам России (Слайд № 10). Сведения о региональных различиях в экономике России важны для выработки правильной региональной политики.

6. Знакомство с понятиями “структура” и “отрасль”. (Cлайд № 11)

Виды структур: производственная и отраслевая. (Cлайд № 12–14)

Функциональная структура и сектора экономики. (Cлайд № 15)

Хозяйство также делят на 3 сектора:

Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность.

Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.

Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера, информация, услуги.

Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства. В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой – производственная. Россия отстает в развитии экономики технологически. У нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.

7. Первичное закрепление материала по вопросам. (Cлайд № 16–17)

III. Итоговый.

Через работу с учебником организуется проверка и контроль знаний, полученных на уроке по заданиям: (за правильные ответы можно поставить оценки).

1. Определите структуру экономики России в 1999 году (по рис. 25, с. 74, учебник).

Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере? (Промышленность, торговля и общественное питание, сельское хозяйство.)

Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? (Народное образование, культура и искусство; здравоохранение; управление, финансы и кредит.)

2. Определите, какие отрасли являются ведущими в стране? Почему эти отрасли являются ведущими? (Ведущей отраслью являются промышленность и строительство. В этих отраслях занято 30% населения. На втором месте стоят отрасли непроизводственной сферы - здравоохранение, образование, наука, культура, спорт - 20%. Структура хозяйства менялась в течение второй половины XX века. Так, доля занятых в промышленности росла с 1940 г. по 1980 г., за счет уменьшения занятых в сельском хозяйстве, т. к. в России шел процесс индустриализации хозяйства. Увеличилась доля занятых в отраслях непроизводственной сферы с 7% в 1940 г. до 20%, что больше, чем в 1999 г. Главная причина (фактор) этих изменений – технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.)

3. Определите, на каком этапе развития общества и экономики находится наш регион.

- По табл. 3, с. 373 (приложения) определите ведущие отрасли промышленности в нашем регионе.

- Какие регионы России имеют схожую с вашим регионом структуру хозяйства?

- Сравните свой регион со средними данными по России в целом.

4. Что является переходным этапом от одного этапа развития экономики к другому? (См. рис 23 в учебнике на стр. 72) (Промышленная революция, НТР - переход от индустриального этапа к постиндустриальному.)

5. Какие районы России находятся на доиндустриальном этапе развития? (Калмыкия, Тыва, Эвенкийский АО, Чукотка.)

На каком этапе развития экономики находятся Москва и Санкт-Петербург? (См. рисунок 24 в учебнике на стр. 73). (Постиндустриальный.)

6. Назовите сектора экономики? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)

7. Какое влияние индустриализация хозяйства оказала на занятость работников. (Большая часть работников уехала из сельской местности в город, т.е. перешла из сельского хозяйства в промышленность.)

IV. Домашнее задание: §13, вопросы на с. 75, вопросы 1–4.

Индивидуальное задание: Составить сообщение о Н.Д.Кондратьеве.