Учебный проект - первый шаг в научно-практической деятельности учащегося

Разделы: Иностранные языки


"Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня и я научусь"

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности. Есть проблема – налицо планирование или деятельность, в ходе которой идёт поиск способов решения проблемы.

Проект – это "пять П".

Самый сложный момент – подготовительный этап. При планировании на учебный год выделяются ведущие темы, которые будут "вынесены на проектирование". Далее формулируются 15–20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Учащийся имеет возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая). Выбор тематики и конкретных проблем для проектных заданий на любом уровне обучения иностранному языку практически неограничен, поскольку совместно с учащимися всегда можно найти аспекты в рамках программной тематики, которые будут отражать личностно значимые для учащегося вопросы, и тем самым обеспечивать максимальную личную вовлечённость его в проектную деятельность. При этом "начало проектной деятельности" учащихся может быть очень простым, например, "ABC в картинках", "Мой город в прошлом" и т.п.

Проектная технология органично сочетается с любым УМК и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определённая форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащегося.

Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Здесь нужна фантазия учителя и мастерство. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития. Проще говоря, у учащихся должно сложится ощущение, что они в этой теме до некоторой степени компетентны (приложение 1 и приложение 2).
Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов (приложение 3, приложение 4, приложение 5).
В самостоятельной работе по русскому языку метод проектов не является каким-то исключительным, претендующим на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Не следует относить проектную технологию к более старшей возрастной группе учащихся, он эффективен на различных ступенях обучения (приложение 6). По характеру конечного продукта выделяются такие  виды проектов в области обучения (приложение 7).

Приложение 8.

Далее статья представлена в графическом виде. (Приложение 9)