Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • усвоение учащимися характеристики «золотого века» Екатерины П и закономерностей его формирования;
  • характеристика личности правителей России XYIII в. Раскрыть их роль в истории России.

Цели:

  • Образовательные - способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.
  • Развивающие – продолжить развитие навыков работы с компьютером и компьютерными презентациями; продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы; продолжить формирование умений давать характеристику деятельности и личности исторических деятелей
  • Воспитательные - продолжить формирование у учащихся правильную оценку личностных качеств правителей; продолжить формирование осуждения эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других; продолжить формирование патриотизма, гордости за свою родину – Россию.

Оборудование: карта «Российская империя ХУШ в.», компьютеры, компьютерная презентация, подготовленные учащимися учебное пособие В.И.Буганова и П.Н.Зырянова «История России. Конец ХУП-Х1Х век». М., Просвещение. 2002.

Понятия: «славные дела Петра», реформы, регулярная армия, Табель о рангах, коллегии империя, «Верховный совет», «эпоха дворцовых переворотов», кондиции, конституционная монархия, «эпоха просвещенного абсолютизма», союз монархов и философов, Уложенная Комиссия.

 

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

"Эпоха Петра Великого"

  1. Как были названы первые меры Петра 1, направленные на перемены в России?

Славные дела Петра, которые внесли изменения в жизнь русских людей:

  • обучение юношей-недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам;
  • Указ Петра 1 19.12.1699 г. о смене летоисчисления;
  • начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы;
  • введена новая должность в церкви после смерти Адриана местоблюстителя патриаршего престола.
  1. Чего хотел добиться Петр 1 в международной политике? Зачем?
    Петр стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись. Для этого необходимо было создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны.
  2. Какую роль сыграл Петр 1 в истории России?
    Огромное влияние оказали его реформы на положение России в мире, многое изменилось внутри страны. Россия стала империей, Петр1 - императором, он получил высокий титул отец Отечества, император Всероссийский, Петр Великий.
  3. Какие просчеты были допущены Петром Великим?
    Приближая к делам одаренных, талантливых и независимо от их богатства и положения в обществе людей, Петр Великий не мог до конца видеть и сознавать, что основой всех его великих дел был народ, который получал очень мало или совсем ничего от результатов реформ.

Итак, мы вспомнили дела Петровы. А сейчас еще раз давайте посмотрим итоги петровской реформы.

Просмотр приложение № 1. Запись в тетрадь.

Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра великого после его смерти?

Эпоха дворцовых переворотов.

  1. Итак, кто же сменил Петра Великого?
    После каждого вопроса идет слайд из приложения № 2. Запись в тетрадь.
    1. Екатерина I и Верховный Тайный Совет
      Что вам известно о ее правлении?
    2. Петр II, внук Петра I
      Что вы можете сказать об этом правителе?
    3. Иван VI Антонович
      Чем запомнилось это время?
    4. Елизавета Петровна, дочь Петра I
      Дайте характеристику правления Елизаветы.
    5. Петр III
      Что вы можете сказать об этом императоре?
    6. Екатерина II
      Об этой императрице мы поговорим подробней.  
  • О чем мы сейчас говорили? (эпоха Петра I, дворцовые перевороты)
  • Кто пришел к власти в конце ХУШ в.? (Екатерина II)
  • Как вы думаете, зачем мы вспомнили правителей эпохи дворцовых переворотов? (для сравнения)
  • Более подробно мы остановимся на деятельности Екатерины II. Почему? (Именно она продолжила политику Петра I)

"Золотой век Екатерины П"

Правление Екатерины II продолжалось 34 года. За это время произошло очень много событий во внутренней и внешней политике России, продолжались реформы Петра I. Екатерина II стала достойной преемницей Петра I и получила также титул Великая.

Наша задача сегодня на уроке - сравнить политику Екатерины П с предшествующими правителями с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.

  • Что похожего было в характере Екатерины П и Петра I?
  • На кого опиралась Екатерина II в период своего правления?
  • Почему ХУШ век - век просвещенного абсолютизма, союза философов и монарха?
  • Определите генеральную линию внутренней политики Екатерины II.

Превратить великую Россию в страну просвещенного абсолютизма и неограниченной монархии с помощью продолжения реформ Петра Великого, опираясь на русское дворянство, а просвещенный монарх и философ на троне в одно и то же время разработает идеальную систему законов.

Таким образом, в русле политики просвещенного абсолютизма основными мерами Екатерины II стали (приложение № 3).

  • Какой орган был создан для проведения этой политики?

Уложенная Комиссия, состоящая из представителей сословий, кроме крепостных крестьян - 53%. 40% представителей Комиссии были дворяне.

Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина II основные мероприятия проводила в интересах дворянства.

  • Какие же мероприятия проводила Екатерина II в интересах дворянства Российского?

Слайд из презентации.

  • Почему век Екатерины II назван «золотым веком» дворянства? Каковы были для этого основания?
  • Каким оставалось положение других сословий?
  • Какие качества позволили Екатерине II добиться успехов во внутренней и внешней политике?
  • Сделайте вывод.

Вывод (желательно, чтобы был сделан сильным учеником): таким образом, внутренняя политика Екатерины II, проводимая в интересах помещиков - социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Пример тому, впоследствии крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

  • Объяснить особенности правления Екатерины II. Какие качества позволили Екатерине II добиться значительных успехов?
  • Сравнить политику Екатерины II с политикой предшествующих императоров и императриц. В чем сходство и кардинальное различие?

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Обобщающая беседа:

а) Какие есть основания назвать время Екатерины II «золотым веком» дворянства?

б) Какие изменения произошли в положении других сословий?

в) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?

Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

1. Творческое логическое умозаключение (устно):

  • Что вам особенно запомнилось на уроке?
  • Что показалось в личности Екатерины наиболее свойственным русскому характеру?
  • Что было отличительным, оригинальным в характере и деятельности Екатерины II?

2. Творческое минисочинение "Петру I - Екатерина II".