Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн (2-й класс)

Разделы: Начальная школа


Цель: повторить правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Учить слышать и видеть орфограммы в словах. Вспомнить работу гласных букв в словах. Воспитывать культуру поведения.

Ход урока

1. Промежуточная задача:

Создать условия для прогнозирования следующего шага. (Ситуация успеха)

Комментированное письмо (текст у каждого ученика)

Летом мы ч…сто купались в р…ке в…да в р…ке тёплая по б…регу растут д…ревья под д…ревьями густая трава.

У: запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Если нужно подберите проверочные слова.

У: В каком слове мы обойдёмся без проверочного слова? Почему?

Обучающиеся должны вспомнить, что сочетания ча пишется с буквой а.

У: А почему?

2. Промежуточная задача:

Cоздать условия для решения задачи почему в сочетаниях жи-ши пишется и, ча-ща пишется а, чу– щу пишется у, сочетания щн, чк, чн – без мягкого знака.

На доске написаны слова:

Чящя, жыл, шырокий, чюдо, прищюрил, очьки, хищьник, печьник.

У: Вы согласны как вам написали слова ученики из другой школы?

Давайте докажем им почему надо писать не так как написали они.

3. Промежуточная задача:

Cоздать условия для решения этой поставленной задачи.

У: каждое слово напишем в транскрипции. Задание по группам:

1 группа чящя, очьки.
2 группа жыл, шырокий.
3 группа прищюрил, чюдо.
4 группа хищьник, печьник.

Дети работают по группам. Затем один человек от группы (выбранный детьми) выходит к доске. На доске должно быть написано:

1 группа [ч,ащ,а] [ач,к,и]
2 группа [жыл] [шырок,ий, ]
3 группа [пр,и щ,ур,ил] [ч, уда]
4 группа [х,ищ,н,ик] [п,ич,н,ик]

Ученик доказывает (если есть вопросы) почему они написали именно так.

У: Давайте, обозначим каждый звук буквой. Все в тетради, а один на доске также от каждой группы.

,ащ,а]

Звук [ч, ] обозначается буквой ч, звук [а] обозначается буквой а и т. д., где нужно и возможно подбираются проверочные слова или написание слова уточняется по словарю.

На доске:

,ащ,а] [ач,к,и]
чаща очки
[жыл] [шырок,ий, ]
ж?л ш?рокий
[пр,и щ,ур,ил] [ч, уда]
прищ?рил ч?до
,ищ,н,ик] [п,ич,н,ик]
хищник печник

У: Давайте, выпишем отдельно эти звуки, в которых как мы посчитали, сделаны ошибки.

Работа в парах.

После работы четыре первых пары, которые покажут знак готовности, выходят к доске. На доске должно быть написано:

, ] [щ, ] [ж] [ш]

У: Что вы можете сказать об этих звуках?

Возможные ответы детей: звуки [ч, ] [щ, ] всегда мягкие, а звуки [ж] [ш] всегда твёрдые.

У: А какую работу выполняют гласные буквы а, у, ы? я, ю и?

Возможные ответы детей: буквы а, у, ы – обозначают твёрдость предыдущего согласного звука. А буквы я, ю, и – обозначают мягкость предыдущего согласного звука. В сочетаниях ЖИ-ШИ не нужно обозначать твёрдость предыдущего согласного звука, так как звуки [ж] [ш] всегда и так твёрдые. А в сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука [ч, ] [щ, ] так как эти звуки всегда и так мягкие. В сочетаниях НЩ, ЧК, ЧН не нужно писать мягкий знак так как звуки [ч, ] [щ, ] всегда мягкие.

Нужно ли в сочетаниях ЖИ-ШИ обозначать твёрдость предыдущего согласного звука?

Нужно ли в сочетаниях ЧА-ЩА обозначать мягкость предыдущего согласного звука?

Нужно ли в сочетаниях ЧУ-ЩУ обозначать мягкость предыдущего согласного звука?

Нужно ли в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН писать мягкий знак?

У: Как же мы будем писать сочетания ЖИ-ШИ? Возможные ответы детей: с буквой и, т. к. нам не нужно обозначать твёрдость предыдущего согласного звука.

У: Как же мы будем писать сочетания ЧА-ЩА?

Возможные ответы детей: с буквой а, т. к. нам не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука.

У: Как же мы будем писать сочетания ЧУ-ЩУ?

Возможные ответы детей: с буквой у, т. к. нам не нужно обозначать мягкость предыдущего согласного звука.

У: Как же мы будем писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН?

Возможные ответы детей: без мягкого знака, т. к. звуки [ч, ] [щ, ] всегда мягкие.

Вывод делают дети.

На доске появляется таблица: 

[ЖЫ] [ШЫ] , А] ,А] ,У ] , У ] , К ] , Н ] , Н ]
ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ ЧК ЧН ЩН

У: Исправьте на доске ошибки, которые сделали другие ученики в подобном задании. (1 ученик выполняет у доски, а остальные смотрят и если надо помогают)

4. Промежуточная задача. Этап контроля.

Работа по учебнику стр. 133, упр. 178 обсуждается сначала в группах, а затем дети письменно выполняют в тетрадях.

21.05.2009