Управление школой по результатам как основа педагогического менеджмента

Разделы: География

Класс: 8

Ключевые слова: педагогический менеджмент, КИМ


“Знать необходимо не для того, чтобы только знать, но для того, чтобы научиться делать”

М. Горький

Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии XXI века.

В среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Качество человеческого капитала будет одним из самых значимых факторов экономического развития в долгосрочном плане. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, творческими возможностями, способными переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.

В сегодняшних условиях, особенно в связи с реализацией Программы модернизации российского образования, совершенствование системы мониторинга качества и статистики образования становится одной из наиболее приоритетных задач, решение которой обеспечивает повышение качества управления и выработки образовательной политики на всех уровнях.

Особенно актуальным становится мониторинг в условиях модернизации школы. Докладу рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации “Образовательная политика России на современном этапе” предпослан эпиграф: “Доступность – качество – эффективность”, а одной из приоритетных задач определено “достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования”. Там же в числе основных направлений образовательной политики названо обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для коррекции деятельности субъектов образовательного процесса и охраны качества образования.

Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе – к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны. В целях изучения уровня соответствия предметной обученности к выполнению требований федерального государственного стандарта и содействия в разработке коррекционных мероприятий по повышению качества обучения был проведен мониторинг по географии в 8 классах образовательных учреждений города. Для этого были составлены КИМы, которые и представлены в этой работе.

Пояснительная записка к материалам муниципальной контрольной работы по географии в 8 классе

Материал для проведения контроля в классах общеобразовательных учреждений города составлен на основе:

– обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ №1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99);

– примерной программы основного общего образования по географии (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004);

– Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004);

– География. Природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова,.– М.: Дрофа, 2004.

Цель контроля – изучение качества учебных достижений учащихся.

В качестве контроля был избран тестовый контроль, в форме и по материалам ЕГЭ как наиболее преимущественный среди других видов контроля.

Предлагаемые тесты составлялись в соответствии со всеми выше перечисленными требованиями на основе материалов единого государственного экзамена 2002-2008 года. В тесты включены задания, которые позволяют выявить теоретические знания и навыки практического использования географических знаний, владение основными понятиями курса физической географии России, уровень сформированности предметных и надпредметных компетенций.

В материале представлены задания:

  • базового уровня сложности – с выбором ответа (часть А);
  • повышенного уровня сложности – с кратким ответом (часть В );
  • высокого уровня сложности – с развернутым ответом (часть С).

К каждому заданию из части А дается 4 ответа, один из которых правильный.

Часть В содержит 3 задания. При выполнении этих заданий надо записывать цифры (буквы) обозначающие элементы правильного ответа.

Часть 3 (С) включает 1 задание со свободным развернутым ответом, в котором требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос высокого уровня.

Выполнение заданий оценивается следующим образом: Задание Части А с выбором ответа считается выполненным верно, если учащиеся указали код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается выполненным неверно. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается в 1 балл.

Задание части В с кратким ответом считается выполненным верно, если был записан верный ответ (слово, число, набор чисел). Оценка этих заданий производится не только за полностью правильно выполненное задания (максимальный балл), но и за выполнение его отдельных этапов. Оценивается в 2 балла.

Часть 3 (С) не входит в обязательную часть муниципальной контрольной работы, но баллы могут быть зачислены при выставлении итоговой оценки за работу. Задание части С с развернутым ответом считается выполненным верно, если описано выполнение всех составных элементов задания. Оценка этих заданий производится не только за полностью правильно выполненное задания (максимальный балл), но и за выполнение его отдельных этапов и элементов. Оценивается в максимальное количество 3 балла.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Кодификатор элементов содержания по географии для составления контрольных измерительных материалов муниципальной контрольной работы

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ №1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) (В кодификатор включены только те элементы содержания, которые входят одновременно в оба вышеназванных документа)

Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы (приложение 1).

Спецификация муниципальной контрольной работы по географии для 8 класса в формате единого государственного экзамена

1. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений с целью изучения уровня соответствия предметной обученности учащихся к выполнению требований государственного образовательного стандарта и сформированности предметных и надпредметных компетенций.

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.

Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.).

2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по географии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.).

3. Структура контрольной работы.

Контрольная работа состоит из трех частей. В соответствии с типами заданий в контрольной работе выделяются три части (см. таблицу 1).

Часть 1 состоит из 15 заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (из них 15 базового и 4 повышенного уровня).

Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (повышенного уровня). В Части 2 используются три разновидности заданий с кратким ответом:

А) Задания, требующие написать ответ в виде числа.

Б) Задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях.

В) Задания на установление правильной последовательности.

Часть 3 включает 1 задание с развернутым ответом, в котором требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос высокого уровня (Приложение 2. Таблица 1)

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и проверяемым умениям.

Отбор содержания, подлежащего проверке в контрольной работе, осуществляется в соответствии с обязательными минимумами содержания основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии. В этих документах выделены основные разделы школьной географии, которые изучаются в 8 классе (физическая география России):

География России

Географическое положение и границы России

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России

Климат России

Моря, реки и озера России, их роль в жизни населения

Почвы и почвенные ресурсы России

Природные зоны на территории России

Растительность и животный мир России

Особенности географического положения, природы, крупных природных регионов России (Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток)

Внутри разделов выделены темы. Количество заданий, проверяющих содержание отдельных разделов и тем содержания школьной географии, определяется с учетом значимости содержания и с учетом количества времени, отводимого на их изучение в школе (Приложение 2. Таблица 2).

Контрольная работа предусматривает проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях:

  • воспроизводить знания,
  • применять знания и умения в знакомой ситуации,
  • измененной и новой ситуациях.

Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности, показывать на карте положение важнейших географических объектов.

Применение знаний в знакомой ситуации предполагает овладение умениями пользоваться терминами, определять, сравнивать, классифицировать географические объекты и явления.

Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривает использование учащимися умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить анализ, систематизировать и интегрировать знания, делать обобщения, формулировать выводы, давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.

Распределение заданий экзаменационной работы по видам деятельности показано в таблице 3. (Приложение 2. Таблица 3).

5. Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Задания базового уровня проверяют овладение наиболее значимым содержанием тем, выделенных в минимумах, в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание географической номенклатуры, основных фактов, основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Для выполнения заданий повышенного уровня требуется владение всем содержанием тем, выделенных в минимуме содержания, необходимым для обеспечения успешности продолжения географического образования и дальнейшей профессионализации в области географии.

Задания высокого уровня подразумевают овладение всем содержанием тем, выделенных в минимуме содержания, на уровне, обеспечивающем способность творческого применения знаний и умений (предметные и общеучебные компетенции). При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей географии для решения субъективно новых географических задач. Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 4 (Приложение 2. Таблица 4).

6. Время выполнения работы.

На выполнение экзаменационной работы отводится 1 академический час (40 минут).

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Ответы на задания Части 1 (А) и Части 2 (В) автоматически обрабатываются после проверки бланков ответов (Приложение 3). Ответы на задания Части 3 проверяются экспертами (устанавливается их соответствие определенному перечню критериев).

В зависимости от типа и трудности задания в контрольной работе оцениваются разным числом баллов (см. инструкцию по проверке). (Приложение 4)

Выполнение каждого задания Части 1 оценивается в 1 балл.

Выполнение заданий Части 2 оценивается в 2 балла.

За выполнение заданий Части 3 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 3 баллов.

Общий максимальный балл за выполнение всего теста – 21.

Оценка “5” – 100-86% выполнения (21-18 балла).

Оценка “4” – 85-71% выполнения (17-15 баллов).

Оценка “3” – 70-50% выполнения (14-11 баллов).

Оценка “2” – менее 50% выполнения (менее 11 баллов).

8. Дополнительные материалы и оборудование.

Не разрешается пользоваться школьным атласом.

9. Рекомендации по подготовке к контрольной работе.

При подготовке к контрольной работе рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

План муниципальной контрольной работы по географии

Обозначение заданий в работе и бланке ответов:

А – задания с выбором ответа,

В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).

Порядок следования заданий в КИМ может быть изменен в разных вариантах.

Обозначение задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Макс. балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

1

А1

Географическое положение и границы России

Б

1

1

2

А2

Географическое положение и границы России

Б

1

1

3

А3

Особенности рельефа России

Б

1

1

4

А4

Особенности рельефа России

Б

1

1

5

А5

Особенности рельефа России

Б

1

1

6

А6

Особенности климата России

Б

1

1

7

А7

Особенности климата России

Б

1

1

8

А8

Особенности климата России

Б

1

1

9

А9

Географическое положение морей, омывающих территорию России.

Б

1

1

10

А10

Реки и озера России, их роль в жизни населения

Б

1

1

11

А11

Реки и озера России, их роль в жизни населения

Б

1

1

12

А12

Особенности почвенного покрова России.

Б

1

1

13

А13

Размещение природных зон России, особенности компонентов их природы

Б

1

1

14

А14

Размещение природных зон России, особенности компонентов их природы

Б

1

1

15

А15

Особенности растительного и животного мира России.

Б

1

1

16

В1

Анализ взаимосвязей географических процессов и явлений в природе

П

2

5

17

В2

Определение времени по карте часовых поясов

П

2

5

18

В3

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

П

2

5

19

С1

Анализ и объяснение взаимосвязей географических процессов и явлений в природе

В

3

до 10

10. Материалы (КИМ – 3 варианта) для проведения муниципальной контрольной работы (Приложение 5).