Урок по теме "Движение по реке" в 5-м классе

Разделы: Математика


«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это самый легкий и
путь опыта – это самый горький».
Конфуций

Цели урока:

  1. повторить и закрепить полученные знания по теме урока, проверить умение учащихся решать задачи на движение по озеру, против течения реки и по течению реки.
  2. развивать математические способности, сообразительность, логическое мышление, укреплять память учащихся.
  3. воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать интерес к математике.

Оборудование: Доска с металлическим покрытием, магниты, указка, рисунки на движение по реке, которые проецируются на доску, часы с секундной стрелкой, карточки c заданием, мультимедиапроектор, учебник, цветные карандаши, тетради.

Ход урока

Организационный момент.
Каждому ученику в начале урока предлагается закрасить на рисунке ту «мордочку», которая соответствует настроению в начале урока, а затем в конце урока.

В качестве помощников приглашаются лучшие ученики 8 класса.

Начало урока.

Учитель объясняет цели урока.

Сегодня на уроке повторим следующие вопросы и запишем основные правила на доске и в тетради в виде таблицы.

  • Чем отличается движение моторной лодки по реке и по озеру?
  • Чем отличается движение плота по озеру и реке?
  • Как найти скорость лодки, если она движется по течению реки?
    Предполагаемый ответ: V по теч.= Vсоб + V теч..
  • Как найти скорость лодки, если она движется против течения реки?
    Предполагаемый ответ: V пр. теч.= V соб. – V теч..
  • Как движется плот по озеру? Какова его скорость?
    Предполагаемый ответ: V пл. по озеру = V соб. = 0.
  • Чему равна скорость плота по течению реки?
    Предполагаемый ответ: V пл. по теч. = V соб. + Vтеч. реки.
  • Сможет ли плот двигаться против течения реки?
    Предполагаемый ответ: нет.

Итак, на доске и в тетрадях появляется запись.

Скорость лодки по озеру и реке

Скорость плота по озеру и реке






Последние две формулы выводятся с помощью детей.


Устно.

На доску проецируются рисунки.

Приложение 1.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в данных задачах.

№1, №2, №3, №4, №5, №6.

Проверка дом задания.

Пока класс работает устно, трое учащихся записывают задачи (которые были подготовлены дома) на доске, решают их и демонстрируют свои рисунки.

Класс слушает своих товарищей, следит за правильностью решения, математической речью.

Все учащиеся сдают свою домашнюю работу консультантам. Консультанты оценивают домашнее задание и заносят результаты в оценочный лист.

Работа в парах.

На доску проецируются рисунки 1 вариант (№7), 2 вариант (№8), 3 вариант (№9), 4 вариант (№11). Учащимся предлагается решить задачи, указанные на рисунках. После решения своей задачи каждый учащийся проверяет работу соседа по парте. Затем проверенные работы учащиеся сдают консультантам для оценки.

Приложение 2.

Самостоятельная работа.

Каждому ученику предлагается карточка, подобная представленной, которую необходимо заполнить.

V теч.

V собст.

V по теч.

V пр. теч.

2,5 км/ч

15 км/ч

 

 

 

16,5 км/ч

 

14 км/ч

 

 

26 км/ч

24 км/ч

 

18 км/ч

24 км/ч

 

3 км/ч

 

28 км/ч

 

4 км/ч

 

 

32 км/ч

Таблица направлена на запоминание основных формул, используемых при решении задач на движение по реке. Заполненные карточки сдаются консультантам.

Подведение итогов урока.

Консультанты вывешивают оценочный лист на доску и объявляют результаты. После оглашения результатов учащиеся закрашивают «мордочки» соответствующие настроению.

Домашнее задание.

По учебнику (раздел «Повторение») решить на стр. 350 задание № 5(5) № 6 (5), № 1182, № 1183.

Спасибо за урок.