Разработка урока музыки в 5-м классе по теме "Связь музыки с жизнью и другими искусствами. Музыка в киноискусстве"

Разделы: Музыка


Цель урока:

  1. Знать определение терминов: увертюра, литературный сценарий, музыкальный фильм.
  2. Уметь делать сравнительный анализ.
  3. Понимать роль литературного сценария и значения музыки в киноискусстве.
  4. Воспитывать музыкальный и художественный вкус на примере произведений киноискусства.

Оснащение:

  • учебник,
  • “творческая тетрадь”,
  • карточки,
  • компьютер,
  • DVD, видео.
  • СDпроигрыватель.
  • CD-мультимедийная программа “Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия” версия 2002 г.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку “Увертюры” к балету П.Чайковского “Щелкунчик”.

Проверить наличие тетрадей, словарей, творческих тетрадей.

- Хорошо. Вы готовы и мы начинаем.

- В работе словарь настроений и памятки, в которые занесена основная информация урока. А также вам будут представлены вопросы и иллюстрационные слайды на экране

2. Мотивационный этап.

(СЛАЙД № 1, 2).

Мы продолжаем говорить о музыке, как о виде искусства и о взаимосвязи музыки с литературой.

(СЛАЙД № 3).

Тема урока “Музыка в киноискусстве”

Вы познакомитесь с музыкальными фильмами, с новыми понятиями и исполните несколько песен из этих фильмов.

3.Актуализация опорных знаний.

- Вы зашли в класс под музыку. И теперь я задам вам несколько вопросов.

- Какое настроение, какие эмоции вызывает у вас эта музыка?

- Знакома ли вам эта музыка? Назовите произведение и его автора.

Дети отвечают:

Прозвучала “Увертюра” к балету П.Чайковского “Щелкунчик”.

(СЛАЙД № 4 -1).

- Да! Совершенно верно! Именно этой Увертюрой начинаем мы сегодняшний урок.

- Какое произведение мы называем увертюрой?

Дети отвечают:

Увертюра – это оркестровая пьеса, которая служит вступлением к опере, балету, спектаклю.

(СЛАЙД №4 – 2).

- Верно.

- Но так ли нужна увертюра?

Представьте, что вы сейчас разговариваете не с учителем музыки, а с человеком, который считает, что увертюра не нужна. Докажите, что это не так.

Дети отвечают.

Да! Действительно музыка подготавливает нас не только к драматическим событиям, но и дает возможность слуху уловить основные музыкальные темы, образы героев и характеры событий.

И, конечно же, она зависит от содержания произведения, перед которым она звучит.

- Как называют краткое содержание оперы или балета?

Дети отвечают: Либретто.

(СЛАЙД № 5).

- Правильно. И мы с вами продолжим говорить о тесной взаимосвязи музыки и литературы, о роли музыки в киноискусстве.

4.Изучение нового.

Просмотр видеофрагмента из мультфильма “Фильм, фильм”.

- Вы посмотрели фрагмент из мультфильма “Фильм, фильм”. С него мы начинаем путешествие в увлекательный мир киноискусства.

- Откройте ваши учебники на странице 64.

- Я думаю, в классе не найдется ни одного человека, который бы не смотрел художественный фильм или мультфильм.

В основе любого спектакля, фильма, телепередачи лежит литературное произведение.

- Какое это произведение? Ответ вы найдете в учебнике на странице 64.

Дети отвечают:

В основе художественного фильма лежит литературный сценарий.

(СЛАЙД №6).

- Определение вы найдете в памятках. Прочитайте его.

Ученик читает.

Сценарий - литературное произведение, изложение сюжета спектакля, документального, художественного, мультипликационного фильма, телепередачи.

- Итак, мы видим, что без литературы невозможно создать ни спектакль, ни художественный фильм. Именно в сценарии закладываются образы героев, их характеры, происходящие события.

Но трудно представить себе художественный фильм или мультфильм без музыки. На заре кинематографа первые фильмы были немые, их снимали без звука.

- Откроите страницу 66 вашего учебника и найдите ответ на вопрос:

- Как называют музыкантов, которые сопровождают показ первых художественных фильмов?

Дети отвечают: Музыку исполняли таперы.

- Для чего нужна была музыка?

Дети дают свои варианты ответа.

- Да! Действительно музыка помогала ярче и глубже переживать содержание фильма.

(СЛАЙД №7 – 1,2).

- Сейчас вы посмотрите фрагменты художественного фильма “Дети капитана Гранта”. Послушаем краткую информацию об этом фильме.

Ученик, подготовивший информацию, читает.

Художественный фильм “Дети капитана Гранта” был поставлен в 1936 году. Режиссер фильма: Владимир Вайншток. Музыку к фильму написал композитор И.Дунаевский. Текст песен: Василий Лебедев-Кумач. Сценарий фильма был создан О.Леонидовым по мотивам романа Ж.Верна “Дети капитана Гранта”. Он рассказывает о приключениях, которые пережили главные герои в поисках капитана Гранта.

- Этот фильм является экранизацией литературного произведения. Сейчас вы посмотрите фрагмент из этого фильма. Я умышленно уберу звук, как в немом кино. А вы, всматриваясь, постарайтесь понять и почувствовать события, какого характера развиваются в этом фильме?

Представьте себе, что вы композиторы.

(СЛАЙД №8).

- Какую увертюру вы написали бы к этому фильму?

- Какие эмоции вы отразили бы в ней?

- Вам поможет словарь настроений.

Просмотр видео фрагмента фильма.

После просмотра фильма дети делятся своими впечатлениями, мыслями.

- Вы посмотрели сейчас фрагмент фильма без звука. Вам было интересно? Пригласили бы вы тапера сопровождать показ фильма?

- Молодцы. Вы ответили быстро и хорошо.

- В следующей части урока мне понадобится помощь экспертов. Они выполнят определенное задание. (Практическая работа. Из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют характеру увертюры к балету “Щелкунчик” и к фильму “Дети капитана Гранта”., то, что их объединяет Сделать сравнительный анализ).

Вы сейчас посмотрите начало фильма и послушаете увертюру к фильму. Следует заметить, что в настоящее время увертюра исполняется и как самостоятельное произведение.

Вы увидите и услышите, как композитор отразил в музыке основной характер фильма, и подготовите ответы на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

(СЛАЙД №9).

- К каким событиям готовит зрителей увертюра?

- Какое настроение она передает?

Просмотр видео фрагмента.

После просмотра фрагмента фильма дети отвечают:

- Приключения, стремление к победе, борьба…

- Радость, ожидание опасных событий, преодоление препятствий…

- Мы видим, что литературное произведение получает вторую жизнь в таком виде искусства, как кино. И благодаря литературе, появился замечательный фильм, который и в наше время с удовольствием смотрят кинозрители.

- Теперь давайте посмотрим, что подготовили наши эксперты.

Сделаем сравнительный анализ увертюр к балету П.Чайковского “Щелкунчик” и фильму “Дети капитана Гранта”.

Дети отвечают.

- Молодцы. В этом фильме звучит много музыки. В том числе и песня, которая, спустя много лет остается популярной. Вы познакомились с ней на прошлом уроке.

(СЛАЙД №10).

Это “ Песня о вселом ветре”

- Для успешного исполнения песни важным является выразительность, которая приходит от понимания характера песни, ее содержания. Давайте вспомним:

- Какой характер у песни?

Дети отвечают.

- Да. Правильно. И такой характер песне придает четкий ритмический рисунок.

Сейчас я наиграю вам мелодию, а вы исполните ритмический рисунок песни.

Исполняется фрагмент песни.

- Хорошо. Во время пения следует достаточно четко исполнять ритмический рисунок.

Но прежде, чем исполнить песню вспомним о некоторых правилах:

  • певческая установка,
  • разминка,
  • артикуляционные упражнения,
  • дыхание.

-Давайте проговорим тест первого куплета. Следует обратить особое внимание на правильное ударение, четкое произношение согласных, протяжное звучание гласных.

(СЛАЙД №11, 12).

Исполнение песни “Песня о веселом ветре”

- Молодцы.

- Дальше мы познакомимся с фильмом, в котором музыка играет ведущую роль в создании образа героев фильма. На его примере мы убедимся, что музыка и литература тесно связаны друг с другом. Такой фильм называют музыкальным. Прочитайте определение в памятках.

Ученик читает.

(СЛАЙД №13).

Музыкальный фильм- фильм, в котором музыка играет ведущую роль.

(СЛАЙД №14).

- Одним из таких фильмов является художественный фильм “Мама”. Послушаем краткую информацию об этом фильме.

Отвечает ученик, подготовивший информацию.

  1. Художественный фильм “Мама” был поставлен в 1976 г.
  2. Текст песен: Юрий Энтин.
  3. Композитор: Жерар Буржоа.
  4. Режиссер: Элизабет Бостан.

В нем снимались известные актеры: М.Боярский, Л.Гурченко, О.Попов, С.Крамаров, Н.Крачковская и другие.

Это музыкальная сказка. В основе ее лежит незатейливый сюжет старой сказки о Волке, который обманул козу и выкрал ее козлят. Фильм снят в новой и занимательной интерпретации.

- В каждом фрагменте, которые вы будете смотреть, героев сопровождала музыка. После просмотра вам предстоит ответить на ряд вопросы (вопросы находятся на экране).

(СЛАЙД №15).

- О чем и о ком эти фрагменты?

- Опишите образ волка и козы-мамы.

- Опишите характер музыки в этих фрагментах.

- Соответствует ли музыка образам героев фильма?

Просмотр видеофрагмента “Сказка к нам пришла”, “Песня волка”.

После просмотра дети отвечают на вопросы.

Привести детей к мысли, что музыка точно и ярко отражает характер героев фильма, усиливает их восприятие, делает их яркими.

- Каким на ваш взгляд должен быть образ мамы?

Дети отвечают.

- В этом фильме есть песня, которую вы слышали и хорошо знаете. Особенно припев. В ней говорится о маме. И уже дети выражают свою любовь и нежность к маме.

Давайте, исполним эту песню. Напоминаю вам о правилах, которые нужно соблюдать во время исполнения.

(СЛАЙД №16 – 1).

Исполнение фрагмента песни “Мама”.

( СЛАЙД №17 – 1, 2).

- Ну и, конечно же, говоря о киноискусстве, трудно пройти мимо мультипликации.

Прочитайте в ваших памятках определение.

(СЛАЙД №18).

Ученик читает.

Мультфильмы или анимация - особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов.

(СЛАЙД №19 – 1, 2, 3, 4).

- Посмотрите на рисунок. О каком мультфильме идет речь?

1, 2 – Да. Правильно. Вам всем известен мультфильм “Бременские музыканты”.

3- Он является экранизацией литературного произведения, так как снят по сказке братьев Гримм.

4- Музыка: Г.Гладков Текс песен: Ю.Энтин.

- Ю.Энтин является автором многих песен. О поэте вы можете дополнительно узнать из материала на стенде.

Мы закончим изучение нового материала исполнением песни из мультфильма “Бременские музыканты”. Это “Песня друзей”.

Исполнение песни из мультфильма “Песня друзей” (Видео-караоке).

4. Заключительный этап.

-Молодцы!

(СЛАЙД №20 – 1, 2).

- Вы сегодня узнали много нового о музыке и кинофильмам. В заключении, я хочу задать вам ряд вопросов.

Давайте посмотрим, можете ли вы решать сложные задачи. Если вы ответите на мои вопросы, то в сути того, о чем шла речь на уроке, вы разобрались.

Обратите свое внимание на экран.

(СЛАЙД №21 – 1).

- Что, кроме музыки, объединяет понятия: увертюра, музыкальный фильм, мультфильм?

Дети отвечают, что это литературный сценарий.

- Чем отличается просто фильм от музыкального фильма?

- Зачем нужна музыка в фильмах?

(СЛАЙД №22 – 1, 2, 3).

- Посмотрите на экран и расставьте правильно стрелочки в памятках.

Оценка знаний и деятельности учащихся.

-Вы хорошо работали на уроке.

(СЛАЙД №23 – 1). Молодцы!

(СЛАЙД №24).

Домашнее задание:

  1. Вспомни и запиши названия музыкальных фильмов и мультфильмов.
  2. Размести в словаре и тетрадке информацию, которая находится в памятках.
  3. Исполнение песни на оценку.

Урок закончен. До свидания!

(СЛАЙД №25).

4.06.2009