Обобщающий урок–игра по теме "Земля и человечество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Система: традиционная

Программа: «Школа России»

Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2-х частях, часть 1, М., «Просвещение», 2008

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: урок-игра

Цель: обобщение представлений об окружающем мире в целом с точек зрения истории, географии, астрономии, экологии

Задачи:

  • обобщить представления учащихся об окружающем мире
  • развивать познавательную активность
  • воспитывать культуру общения.

Структура обобщающего урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы урока. Постановка проблемы.
  3. Комплексная проверка знаний:
    а) актуализация опорных знаний:
    • Ключевые слова (работа с текстом)
    • Практическая работа (работа в группах по заданиям)
    б) закрепление (работа с тестом)
  4. Рефлексия (кодовый диктант)
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.

Желаю вам удачи!

II. Формулирование темы урока.

1. – Чтобы начать нашу работу, нужно отгадать кроссворд и сформулировать тему урока.

На доске расчерчен кроссворд:

По горизонтали – название темы в виде пустых ячеек.

По вертикали – ячейки для названий наук. Учитель задает вопросы, и дети заполняют свободные вертикальные ячейки. В итоге по горизонтали появляются отдельные буквы к теме урока – ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

  1. Наука, изучающая поверхность Земли с её природным условиями.
  2. Наука о космических телах или о звёздном небе.
  3. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
  4. Наука о взаимодействиях живых организмов между собой и окружающей их средой.
  5. Одна из планет Солнечной системы, на которой есть жизнь.
  6. Все люди, живущие на планете Земля.

! ! ! Обратить внимание – какая группа на данном этапе была самая активная (больше рук)

2. Деление на группы

Сегодня мы работаем в группах. Работа каждой будет оцениваться жетонами и нам предстоит ответить на важный вопрос «Что такое окружающий мир?» с точек зрения вас

Ученых – астрономов, ученых – экологов, ученых – географов, ученых – историков.

(При этом учитель раздает таблички с названиями групп).

III. Комплексная проверка знаний.

а) Актуализация опорных знаний

Задание № 1. (Задания в конвертах)

Каждой группе определить ключевое слово, которое поможет ответить на наш вопрос. Прочитайте внимательно текст и найдите КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО.

Астрономы – ВСЕЛЕННАЯ,

Географы – ПЛАНЕТА,

Историки – ПРОШЛОЕ,

Экологи – НАСТОЯЩЕЕ – докажите (пересказ текста). МОЛОДЦЫ!

Что же такое ОКРУЖАЮЩИЙ МИР? (на доске надпись – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – ЭТО

ВСЕЛЕННАЯ ПЛАНЕТА ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ)

Итак, мы определили все ключевые слова. Наиболее точным доказательством было у …., у ... группы (фиксация на доске – жетоны).

Задание № 2. Практическая работа. Задания групп в конвертах

Астрономам собрать модель Солнечной системы и представить её.

Географам собрать карту полушарий и представить её.

Историкам – из предложенных иллюстраций выбрать объекты старина и представить их.

Экологам – определить места расположения некоторых объектов Всемирного наследия на карте и представить их.

Оценка результатов по представлению (полное, четкое).

??? Чем вы можете дополнить определение ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – ЭТО…

ВСЕЛЕННАЯ ПЛАНЕТА ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ)

СОЛН. СИСТЕМА КАРТА ИСТОР. ПРЕДМЕТЫ ВСЕМИР. НАСЛЕД.

б) Закрепление (работа с тестом)

Можно ли без глубоких знаний ответить на вопрос Что такое ОКРУЖАЮЩИЙ МИР? (нет).

Давайте это и проверим. Вы же ученые!

- У каждой группы на столе тест. Отметьте правильный ответ кружочком. Вам на это 2 минуты.

- Проверьте себя (учитель вывешивает правильные ответы)

Жетон дается той команде, у которой большее количество правильных ответов, если у групп одинаковое количество – жетон каждой группе.

IV. Рефлексия (кодовый диктант).

- Каждый из вас может помочь группе своими знаниями заработать дополнительные жетоны, для выявления победителей в сегодняшней игре. У вас на столах лежат карточки, в которых вы знаком «+» соглашаясь с моим утверждением, если вы не согласны – то оставляете клетку пустой. Учитель зачитывает утверждения.

- Соедините сплошной чертой правильные ответы. Встаньте те, у кого получилась буква «О» (подсчитывается количество детей в группах и выдается такое же количество жетонов).

- Вы работали ОТЛИЧНО и получаете отметку «5» за урок.

- А теперь подсчитаем количество жетонов у каждой группы и выявим победителей (если у двух групп одинаковое количество жетонов – дополнительный дается той группе, которая была самой активной при формулировании темы урока).

Вручение медалей группе – победительнице.

V. Итог урока.

- Так что же такое ОКРУЖАЮЩИЙ МИР с точек зрения ваших наук для всего человечества? (дети зачитывают ключевые слова, записанные на доске).

Резерв. Закончим урок стихотворением и определим о чем пойдет речь на следующих уроках.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней.
(о России)

А с каких точек зрения будем знакомиться с Россией? (география, история, экология)

- Урок окончен. До свидания!

Приложения

10.05.2009