Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экология и экономика"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познавательная - закрепление представления о полной взаимосвязи человека и природы, знакомство с двумя сторонами экономики.
  2. Формирование умения обосновать свою точку зрения.
  3. Творческая- развитие творческого воображения.
  4. Развивающая- развитие речи учащихся, активности, самостоятельности;
  5. Коммуникативная - создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями.
  6. Организационно-деятельностная - продолжение обучения учащихся формулировать тему и цели урока, подводить итог.
  7. Воспитательная - воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • таблички для постановки целей: (Я...);
  • компьютерные слайды (экологические катастрофы (Приложение 1), экономика, живая природа (Приложение 2), карточки - задания);
  • таблички: потребители, экономисты, экологи, цветные фишки для игры.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.

- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.

- Спокойно сели.

- Пока вы сосредотачиваетесь на уроке, я познакомлю наших гостей с целями урока, (подхожу к гостям и быстро проговариваю цели, чтобы они знали: на что обращать внимание).

2. Вступление (вдалеке звучит спокойная музыка (Приложение 3)).

Учитель: сегодня у нас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского. Цель для детей: Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания.

- На экране слайд № 2 (Приложение 4) и мелодия звучит сильнее. Я читаю: “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.

- Итак, какие же мысли у вас возникли?

Дети: Что человек без природы не может существовать.

Учитель: Чем займемся сегодня? Сейчас узнаем. За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?

Дети: умный, любознательный, внимательный, старательный, верю в себя, смелый, бодрый, дисциплинированный, устойчивый, сообразительный, активный, трудолюбивый, творческий... (по ходу перечисления к доске прикрепляются таблички).

Учитель: Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.

3. Формулирование темы.

- А сейчас, внимание!

- Откройте учебник на странице 81, посмотрите на иллюстрацию. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом месте.

- Что вы видите? ….. (говорят).

- Что видите на слайде №3?

- Закройте глаза и представьте себя рядом.

- Что общего у этих изображений?

Д: Случилась беда.

- Как можно озаглавить их?

Д: Экологическая катастрофа. (на экране слайд №4 - экологическая катастрофа).

- Кто же в этом виноват?

Д: Человек.

- Да. Но почему же человек допустил такое?

Д: Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.

- Какая наука занимается предотвращением этого?

Д: Экология. (в тетрадях пишут, а один из учеников записывает на доске: во время письма похвалить “Как красиво!”).

-Посмотрите на следующий слайд № 5 (изображения дымящих труб (анимация + рабочие, деньги).

-Что видите?

-Вредит ли дым, окружающий среде, людям?

-При чем здесь изображение денег?

-Как можно озаглавить данный слайд! (если затрудняются ответить, то в учебнике посмотреть подсказку на стр. 39 в рубрике “Для любознательных“).

Д: Экономика.

-Что помогло догадаться?

Д: дым вредит окружающей среде, значит, человек делает что-то для себя, не экономит топливо... Промышленность наносит вред не только природе, но и здоровью.

К доске вызывается ученик, он пишет: “экономика” рядом с “экологией”. Похвалить за письмо; все пишут в тетрадях.

- Над какой же темой будем работать?

Д: (хором) экология и экономика. Слайд 6. Тема на слайде.

4. Повторение пройденного.

- Да. Верно. Начнём по порядку. Первая часть темы: “Экология”.

- Что известно об экологии?

Д: Это наука о связях между живыми существами и окружающей среды, между человеком и природой.

- Какая бывает природа?

Д: Живая и неживая.

Посмотрите на слайд № 7. Перед вами картины живой и неживой природы. (Я указкой показываю: что это?... а это?,… и т. д.).

- По каким же признакам живую природу отличают от неживой?

Д: Движение, размножение, дыхание, питание, умирают.

-Давайте решим задачу: перед вами слова, записанные в 2 столбика: (слайд № 8).

  1. Цветок.
  2. Бабочка.
  3. Человек.
  1. Почва.
  2. Солнце.
  3. Осадки.

-По увиденным слайдам вспомните признаки живой и неживой природы?

- Скажите, в 1-ом столбике перечислены объекты живой или неживой природы?

Д: Живой.

- А во 2ом тогда?

Д: Неживой.

- Назовите, как объекты живой природы зависят от неживой.

- I ряд выясняет, с каким объектом неживой природы связан цветок?

- II ряд: с каким объектом связана бабочка?

- III ряд: с каким объектом связан человек?

(когда один человек с каждого ряда отвечает, все остальные выражают свое согласие или несогласие кивком головы)

Проверка:

  1. I ряд: Цветок - почва, солнце, осадки.
  2. II ряд: Бабочка - почва, солнце, осадки.
  3. III ряд: Человек - почва, солнце, осадки.

(По ходу появляются на слайде стрелки).

Первую часть темы повторили.

- А еще, какие бы знания по экологии вам были бы интересны?

Д: Какое значение экологии для человека.

Как человек влияет на изменения в природе.

- Ответы на ваши вопросы получите в ходе урока.

- А сейчас посмотрите на доску. Перед вами условные обозначения: таблички (синий - потребители, оранжевый - экономисты, зелёный - экологи ). Выберите для себя, кем бы вы хотели быть, (прохожу по “рядам” и раздаю фишки)

- Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо, или плохо рвать полевые цветы, (слайд №9) Отвечайте со своих выбранных позиций. Скоро лето и такая ситуация может случиться.

Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.

Д (экономисты): Рвать цветы можно, неразумно. Это выгода, так - как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.

Д (экологи): Природу нужно беречь, не забывать о правилах поведения в природе, чтобы ей не нанести вред!

Ученик читает стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!!!

- Какой же вывод?

Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы.

5. Объяснение темы.

- А если не будем соблюдать правила природу, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны. В нашей школе ежегодно проходит научная конференция. В прошлом году был представлен проект "Трагедия Чернобыля". 26 апреля исполнилось 20 лет, как прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. 300 человек погибло сразу. Из нашего города по ликвидации последствий принимало участие 170 человек.

- Вот кадры (слайд № 10) из исследовательского материала учащихся 9"А" класса: Нестеренко Гриши и Гордюк Саши, которые прокомментирует ваша одноклассница Баша Оля.

Д: (доклад о Чернобыле, а в конце говорит: "Я не хочу жить в таком мире, мне страшно ". (Я её обнимаю и успокаиваю) проговариваю о дате взрыва и добавляю: " Не бойся! Люди такое предотвратят. Ведь прогресс не стоит на месте.

- А что еще считаете экологической катастрофой?

Д: (перечисляют заголовки своих сообщений).

- Конечно же, после таких катастроф люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением.

- Экологический месячник, который сейчас проходит, не обошел стороной наш дом - Рубцовск и учащихся нашей школы.

-Как думаете, для чего мы в нём принимаем участие?

Д: чтобы было чисто: убрать территорию школы, около дома навести порядок...

-Также, учащиеся нашей школы ежегодно очищают берег реки Алей, выпускают свои листовки с призывами к жителям нашего города: " соблюдать чистоту. (Выходят к доске 3 человека и клеят листовки, озвучивая их).

- Так мы трудимся во благо будущего. Слайд №11.

- Я думаю, что, подрастая, вы продолжите добрые начинания.

6. Работа по учебнику.

- Мы с вами сегодня говорим; что может вредить экологии, а что помогать.

Откройте учебник, стр. 86.

- Что же нам приготовил автор учебника в рубрике “Для любознательных” 1 человек читает вслух.

- О чём же говорится?

Д: О нефтеналивных танкерах.

- Правильно. Я тоже приготовила вам интересные факты.

- Внимание! (Слайд №12, 13) Прочитайте самостоятельно и сделайте выводы по прочитанному.

Д: всё в природе взаимосвязано. (Слайд №14)

7. Физкультурная минутка (Обычная зарядка).

8. Продолжение работы.

- Тихо сели. Продолжаем работу дальше.

- Над какой темой работаем?

Д: Экология и экономика.

- Что “разобрали” полностью?

Д: Экология (если затрудняются, то “2”).

-Что осталось? (если затрудняются посмотреть по учебнику с. 39)

Д: Экономика.

- Что знаем о ней?

Д: Это правила, законы ведения домашнего хозяйства. Она помогает лучше понять, что такое экологические потребности, ресурсы, что у экономики есть три кита: природные богатства, труд, капитал.

- А что значит экономить?

Д: Быть бережливым, хозяйственным.

- Каким образом это относиться к экологии?

Д: Беречь природу, рассчитывать и рационально использовать возможные природные богатства.

9. Творческая работа.

- Мы говорили: "Всё в природе взаимосвязано, особенно человек напрямую связан с природой. Природа в опасности! Подумайте и напишите в тетрадях 1-2 предложения на тему (слайд №15) "Что я могу сделать для экологического благополучия своего города?" (даю 1 минуту на раздумье).

- Что же у вас получилось?

Д: 1-2 уч-ся спросить.

- Хорошо. Я думаю, ваши предложения станут вашими правилами поведения в дальнейшей жизни.

- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.

10. Работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на стр. 82.

- Прочитаете заголовок.

Д: Две стороны экономики.

- Как думаете, какие же могут быть эти стороны?

Д: Положительная и отрицательная.

- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос: "Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, людям?"

Д: Воздух загрязняется, вода и почва тоже, растения не растут, животные гибнут, люди болеют.

- Для подтверждения прочитаем: I в. - стр. 82, а II в. - стр. 83. (Даю время).

- Какой же вред?

Д: Читают...

- Какие примеры это доказывают?

Д: Читают (или говорят).

- Скажите, а какая польза экономики?

Д: Без неё человеку не прожить. Назовите важную задачу в 21 веке.

Д: Сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

- Каждый из вас заинтересован в охране природы. Давайте вспомним правила поведения на природе, которые есть и в нашем классном уголке.

Д: Не ломать ветки; не рвать цветы; не сорить; не жечь костры; не собирать не знакомые грибы; не разорять гнёзд, муравейников; не забирать животных домой; не вырубать молодые леса... Теперь сравните ответы с теми, что на слайде №16.

- Выскажитесь по поводу охраны почвы, воды, воздуха.

Д: Почва: не вырубать лес, не мусорить, правильно вспахивать землю, сажать на склонах деревья.

  1. Вода: фильтры, деревья вокруг водоема.
  2. Воздух: фильтры, посадка деревьев.

11. Работа в парах.

- Внимание! Перед вами примеры экологических катастроф. Хочется услышать ваши рассуждения. В паре распределитесь: один выбирает одно, второй другое. Друг другу расскажете  экологические прогнозы (слайд №17).

  1. В одной стране фермеры, с целью сохранения домашних животных, решили уничтожить всех хищных зверей. Что произойдёт в природе, если они это сделают?
  2. На берегу озера было решено построить завод в отходах которого содержится ртуть. Какую опасность это производство представляет для природы?

- Чья пара готова, покажите значком.

12. Проверка (один учащийся отвечает по первому прогнозу, второй - по второму).

13. Итог урока.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Добывать знания самостоятельно оценивать работу других).

Д: Гибнет природа, а ее нужно сохранить потомкам.

- На что посмотрели по другому?

Д: Жизнь на земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо.

- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдывались ли ваши ожидания?...

- Ты ... каким был на уроке? А хотел быть каким? (оценки).

- Какой же вывод сделаем по данному уроку?

Д: Всему живому нужен воздух почва, солнца, река; а чтобы это схоронить, нужно бережно относиться к природе. Слайд № 18.

- Посмотрите на слайд. Сравните свои ответы с теми, что видите.

- Совпали?

14. Домашнее задание. Слайд №19.

- Открыли дневники.

Для всех: с.81-84 (выразительное чтение).

По выбору: Выполнить иллюстрацию “Что делает наш город красивым?”. Приготовить сообщение “Как разумно использовать природные богатства”.

15. Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).

16. Лирическое отступление.

- В завершение попрошу детей нашего класса: (Сашу и Витю) прочитать стихи, которые подтверждают, как нужно относиться к природе (слайд №20).

Пусть живёт с человеком природа.
Как с хорошим соседом всегда.
Будут чистыми для народа.
Луг и поле, земля и вода.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите! ...

- Спасибо за урок (обращение к детям).

- Встали, повернулись к гостям и поблагодарили их: (хором - спасибо, что вы были с нами).