Здоровьесберегающая инфраструктура дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере одному, но очень важному требованию – быть здоровым.

Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач нашего дошкольного учреждения «Чародейка».

В решении задач физического воспитания мы используем комплексную развивающую программу «Детство» (В.И.Логинова и др), которая основывается на блоке «Здоровый образ жизни» , назначение которого в том, чтобы создать условия для полноценного физического и психического здоровья воспитанников, помочь им освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ во многом зависит от взаимодействия всех специалистов, педагогов, медицинских работников и родителей. Но этого было бы не достаточно, если бы в нашем центре для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении не были бы созданы слдующие условия:

  1. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Румяные щечки» - включает в себя спортивный зал. В котором размещено стандартное и нестандартное оборудование, спортинвентарь для занятий, утренней гимнастики, кружковой и коррекционно-оздоровительной работы.
    Зал коррекции – для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Цель работы этого комплекса – создание условие условий для удовлетворения естественных биологических потребностей и для коррекции нарушений двигательной активности дошкольников. Также в зале проводится лечебно-профилактическая работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье (нарушение осанки, плоскостопие и т.п.)
    Физкультурное оборудование обоих залов размещено таким образом, чтобы дети могли самостоятельно и быстро брать и ставить на место инвентарь (для хранения мячей – «паровозик»; для гимнастических палок – «березки»; стойки для обручей многое другое). Разнообразное оборудование для развития у детей мелкой моторики, органов дыхания, укрепления глазных мышц. Приложение 1
  2. Плавательный комплекс «Дельфинчик» - оснащен раздевалкой с фенами для просушки волос; душевой комнатой для соблюдения правил личной гигиены и закаливания организма контрастным обливанием; включает в себя разминочный зал для закаливания организма воздействием воздушных процедур в сочетании с двигательной активностью детей. Здесь проводится корегирующая гимнастика, профилактический массаж ног и так необходимая для плавания гимнастика, развивающая и укрепляющая органы дыхания.
    И, наконец, самое любимое место наших дошкольников – бассейн. Он соответствует основным требованиям к его организации, где выполняются все санитарно-гигиенические нормы. Пол и стены отделаны однотонной плиткой, стены, и чаша бассейна художественно оформлены рисунками со сказочными героями. Чаша бассейна оснащена удобной лестницей с поручнями, для спуска и подъема. Для обеспечения безопасности и предупреждения травматизма ступени лестницы покрыты ребристой резиной. Приложение 2.
    Чтобы занятия были безопасны для здоровья и жизни детей, имеется соответствующий инвентарь (спасательные круги; надувные и резиновые мячи; обручи; доски для плавания; шесты; разделительные дорожки) и новое нестандартное оборудование, предназначенное для более интересной и эффективной организации занятий («карусель», «змейки», «цветы», мишени для метания – рыбки; корабль).
  3. Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки с учетом возрастных особенностей детей. Пособия практичны, красочны, мобильны, безопасны для детских игр (дорожки для коррекции и профилактики плоскостопия и нарушения осанки, мишени для метания, кольцебросы, бильбоке и др.) Во всех группах достаточно свободного пространства для удобного размещения детей в двигательной деятельности. Приложение 3.
    Спальные помещения групп, также относятся к здоровьесберегающей инфраструктуре, так как правильное соблюдение режима сна и постепенный переход к пробуждению, является важным компонентом эмоционального состояния ребенка на оставшуюся часть дня. Там начинается комплекс закаливающих мероприятий: бодрящая гимнастика, дыхательные упражнения, элементы взаимо- и самомассажа, босохождение по массажным коврикам.
  4. На территории ДОУ имеется спортплощадка, она разбита на зоны для спортивных и подвижных игр, беговые дорожки, турники, гимнастические лестницы, дуги для лазания, прыжковая яма.
  5. Здоровьесберегающей инфраструктурой является кабинет массажа. В котором проводится общеукрепляющий массаж для детей имеющих нарушения речи с периодичностью два раза в год. Дополнительно проводится гидромассаж стоп и профилактика плоскостопия на стандартном оборудовании – беговых дорожках. В сочетании со всеми процедурами дети получают курс ароматерапии пихтовым и эвкалиптовым маслами, что является неспецифической профилактикой ОРЗ и ОРВИ.
  6. Также представлен кабинет психолога, в котором есть зона психологической разгрузки. Оборудовано панно «Звездное небо», подвижно-звуковая картина «Водопад», аквариум с рыбками, светящийся шар, релаксирующие подушки, камин, сенсомоторные дорожки, мини-релакс «Душ», сухой бассейн для кистей и пальцев рук. Пособия используются в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, для снятия мышечного утомления, агрессии, повышения положительного эмоционального фона детей. Зоной релаксации могут воспользоваться и сотрудники детского сада.

Таким образом, на основе прочно созданной здоровьесберегающей инфраструктуры, наши специалисты проводят мониторинг здоровья и физического воспитания детей, отслеживая динамику их развития.

А наши малыши проявляют активность, настойчивость, целеустремленность, у них улучшается качество движений, осанка, укрепляется мускулатура, активно формируется устойчивое стремление к здоровому образу жизни.

10.05.2009