Нравственные проблемы в литературе наших дней

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Задумывая этот курс, я поставила перед собой задачу – найти для занятий такой материал, ставить перед детьми такие вопросы, которые будут побуждать их думать и творить. Когда текст художественного произведения будет открытием для меня, тогда он станет открытием и для моих учеников. Думаю, что этим открытием будет «сегодняшняя» литература, представители которой предлагаются для изучения в данном курсе.

Данный курс – это лучшее время и место для того, чтобы внимательно и подробно рассмотреть самые щепетильные вопросы в сложной диалектике души героев произведения и собственной души.

Предлагаемые занятия будут интересны уже тем, что для учащихся подобраны произведения, привлекающие интерес читателя, это, во-первых, а во-вторых, для работы им придётся активизировать уже имеющиеся знания, навыки и умения по анализу художественного произведения. На занятиях чаще всего используются методы и приёмы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями обучающихся.

При проведении данного курса большое место должны занять приёмы, стимулирующие литературное творчество, развивающие творческое воображение и внимание к слову:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Устные высказывания различного характера.
  • Самостоятельные наблюдения обучающихся над художественным произведением в целом и над словом в частности.
  • Самостоятельные иллюстрации к произведению и отзывы о прочитанном.

Цели курса:

  • приобщение учащихся к сложным духовным поискам литературы наших дней через осознание отдельных произведений;
  • развитие умения обучающихся читать, воспринимать, анализировать произведение.

Задачи курса:

  • воспитать в обучающихся культурно-этические поведенческие нормы личной и общественной жизни через изучение предполагаемой литературы;
  • развить умения логически, доказательно говорить, используя полученные на занятиях навыки и знания.

Курс входит в число предметно-ориентированных курсов.

В результате прохождения данных курсов учащиеся будут иметь представление о том, как по- разному писатели отражают нравственные приёмы бытия; будут уметь рассуждать логически, доказательно говорить по предлагаемой теме или проблеме произведения; будут знать как написать отзыв на прочитанное художественное произведение, как дать полную характеристику одному герою или нескольким; будут владеть техникой анализа художественного текста и разбора лирического стихотворения.

Итоговой работой обучающихся по элективному курсу будет выпуск небольшой хрестоматии для внеклассного чтения по творчеству писателей, предлагаемых для изучения. В данной хрестоматии ученик выступает в качестве автора, художника-оформителя и редакционного издателя. Такие самодельные книжечки могут находиться в школьной библиотеке, где ими смогут пользоваться другие.

Курс «Нравственные проблемы в литературе наших дней» рассчитан на 12 часов.

Тематическое планирование


п\п

Название темы

Коли-чество часов

Из них

Тео-рия

Прак-тика

Формы контроля

1

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание"

1

1

 

 

2

Один человек, а как это много!

1

 

1

Анализ текста. Отзыв о прочитанном.

3

Любить жизнь, зная о ней правду

1

 

1

Анализ отдельных глав. Отзыв о прочитанном.

4

Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро.

1

 

1

Анализ рассказов. Отзыв на рассказ писателя.

5

Пришло время заглянуть в своё сердце и посмотреть, для чего осталось там место.

1

 

1

Сопоставительный анализ; отзыв о прочитанном.

6

Какая убийственная характеристика времени, ведь это время - ночь.

1

 

1

Анализ произведений. Отзыв о прочитанном.

7

Через душу проходит каждое слово: не в чернильницу макайте перо, а в душу.

1

 

1

Анализ рассказов. Отзыв на рассказы писателя.

8

Всякое воспоминание - как остановка…

1

 

1

Анализ художественных произведений. Отзыв на рассказы писателя.

9

Человеку дана свобода выбора на чьей стороне сражаться.

1

 

1

Анализ лирического стихотворения. Отзыв на стихотворение.

10

Жизнь рождает любовь, а любовь рождает жизнь.

1

 

1

Анализ лирического стихотворения. Отзыв на стихотворение.

11

Фига - не фуга, фига - не книга, фигу посеешь и вырастет фиг.

1

 

1

Анализ лирического стихотворения. Отзыв на стихотворение.

12

Итоговое занятие. Как басня так и жизнь…

 

 

1

Выпуск иллюстрированной хрестоматии (оформление титульного листа, опрос отзывов с занятий)

 

Всего часов:

12

1

11

 

Содержание программы

№ п\п

Источники

Краткое содержание

1

Введение

"Как басня так и жизнь ценится не за длину, но за содержание" Сенека.
О смысле высказывания, вынесенного в название курса.
О содержании рабочей программы

2

В. Потанин. Рассказы
"Настоящий друг тот, который…",
"На расстоянии дыхания",
"Черёмуха, милая, вспомни…"

«Один человек, а как это много!»
Какое яркое идёт от него солнце!
И светит, и лечит, и согревает!
Об интересе Потанина к любимому человеку, о жененных ориентирах героев рассказов. Работа по формированию умений производить анализ рассказа, используя характеристику персонажа.

3

Сергей Довлатов (отдельные главы из "Компромисса": "Зона", "Интернационал", "Наши").

"Любить жизнь, зная о ней всю правду!". О людях "с отсутствием опыта нормальной жизни и смещённым центром нравственности".                                                       
Работа по формированию умений производить анализ отдельных глав произведения, рассуждать при сопоставительной характеристике героев

4

Владимир Крупин. Рассказы.
"А ты улыбайся!",
"Две доли",
"Передаю",
"Возраст любви",
"Песок в корабельных часах"

"Научиться любить,
научиться прощать,
научиться делать добро…"
О чистых и добрых началах; о добре и зле; людской жестокости; о любви к жизни, к женщине, людям; ко всему живому
Работа над совершенствованием монологической и диалогической речью учащихся.

5

Виктория Токарева Повесть.
"Старая собака" Рассказы
"Ничего особенного",
"Здравствуйте".

"Пришло время заглянуть в своё сердце и посмотреть, для чего осталось там место...".
О внутреннем мире, смысле жизни, о том, что творится вокруг; о том, как искать и находить ответы на жизненно важные вопросы. О том, как выстоять в схватке с судьбой…
Работа по формированию умений, навыков сопоставить повесть с рассказом.

6

Людмила Петрушевская
Повесть "Время ночь".
Рассказ "Свой круг".

"Какая убийственная характеристика времени, ведь это время - ночь!"
О личности, потерявшейся в неуютном мире, где невозможно душевное равновесие, где исчезли те гуманистические устои, которые давали человеку опору в жизни.
Работа с сюжетом и особенностями построения конфликта, анализ диалогов и монологов персонажей.

7

Василий Белов
Рассказы
"Берёзка"
"Скворцы".

"Через душу проходит каждое слово: не в чернильницу макается перо, а в душу".
О главных качествах в человеке, об отношении к малой родине.
Работа по составлению эпизодов произведений разных писателей (Белов В. "скворцы", Мамин-Сибиряк "Приёмыш).
Совершенствование монологической и диалогической речи учащихся.

8

Валентин Распутин Рассказы.
"Женский разговор",
"В ту же землю".

«Всякое воспоминание - как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше».
О том и о тех, кто спасает от духовного разорения и поддерживает надежду, что бережёт и поддерживает нас в жизни.
Работа по сопоставлению женских образов; анализ художественного произведения.

9

Владислав Артёмов Стихи

"Человеку дана свобода выбора на чьей стороне сражаться".
О том, ради чего стоит потрудиться и потерпеть; о том, с чем необходимо бороться и для чего; о том, что нельзя растратить, уронить и почему.
Работа по формированию умений разбирать лирическое стихотворение, совершенствовать монологическую речь.

10

Борис Чичибабин Стихи

"Жизнь рождает любовь, а любовь рождает жизнь".
О разнообразии оттенков чувств, которые при всех поворотах судьбы остаются с человеком (чувство любви-памяти, любви-верности, любви-счастья…)
Работа над совершенствованием монологической и диалогической речью учащихся; анализ лирического стихотворения.

11

Владимир Костров
Стихи

Фига - не фуга.
Фига - не книга.
Фигу посеешь, и вырастет фиг".
О вечности нравственных проблем, которые волнуют поэта.
Кто мы? Откуда мы родом? Не сбились ли мы с пути? Есть ли у нас будущее? - вот вопросы, на которые ищет ответ поэт, а вместе с ним и читатель.
Анализ лирических стихотворений.

12

Итоговое занятие.
Выпуск иллюстрированной хрестоматии.

"Как басня так и жизнь ценится не за длину, но за содержание" Сенека.
Синтез изученных произведений.
Выпуск хрестоматии, содержащей в себе высказывания героев по заданной проблеме; иллюстрации к произведениям; отзыв о прочитанных повестях, рассказах, стихотворениях.

Перечень ключевых понятий

Авторская речь
Афоризм
Высказывание
Деталь
Диалог
Жанр
Жизненные устремления
Изобразительные средства
Композиция
Конфликт
Кульминация
Мировоззрение
Мировосприятие
Монолог
Нравственность
Образ

Персонаж
Повесть
Портрет
Приём
Проблема
Проблематика
Рассказ
Рассуждение
Речевые особенности
Словесные образы
Сравнение эпиграф
Стихотворение
Структура текста
Сюжет
Тематика
Характеристика Эпизод Язык

 

Список литературы для учителя

  1. Артёмов В. Душа по капле собирает свет.: Беседа с писателем // Литература в школе. - 1998. -№ 3. - С. 62.
  2. За живой водой: Творчество В. Куприна… // Литературная газета. - 1982. - № 21.
  3. Костров В. Песня, женщина и река… - М.: Молодая гвардия, 2001.
  4. Крупин В. Родные половицы: Дневниковые половицы давние и современные // Роман-журнал - XXI век. - 2001. - № 8.
  5. Крупин В. Хорошо, что мы родились в России // Русский дом. - 2001. - № 9. - С. 31.
  6. Лимонад Т. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. М.: Школьная Пресса, 2002.
  7. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  8. Миркина З. Памяти Бориса Чичибабина // Дружба народов. - 1998. - № 2. - С. 93.
  9. Попов В. Кровь - единственные чернила // Звезда. - 1994. -  № 3. - С. 141.
  10. Селезнёв Ю. И. Вечное движение. - М.: Современник, 1996.
  11. Слухих И.: "Зона": два ада и чужие голоса // Нева. - 1996. -  № 9. - С. 197.
  12. Стрелкова И. И. Истина и жизнь: Василий Белов в литературе // Литература в школе. - 1998. - № 1. - С. 75.

Приложение