Классный час "Научи свое сердце добру"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • Вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека.
  • Учиться рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Иметь свою точку зрения.
  • Учить задумываться о себе как человеке живущим в обществе.

План:

  1. Что такое добро.
  2. Размышления по поводу слов Д. С. Лихачева
  3. Доброта и вера.
  4. Доброта и окружающий мир.
  5. Доброта и профессия.
  6. Добрые и «добренькие».
  7. Доброта и Родина.

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас с вами необычный кл. час. Его тема: « Научи своё сердце добру» Перед кл. часом мы с вами провели несколько коротких анкет (см. приложение 1). Давайте проведем краткий анализ первой из них…

В ходе общения со сверстниками и взрослыми вы расширяете свой мир. Современное общество долго культивировало цинизм и приземленность, от чего сейчас и страдает. Часто, одухотворенный человек оказывается белой вороной, становится предметом зависти и унижений окружающих. Увы, это не частный случай, это повсеместное явление, потому что вокруг много ленивых, завистливых и показушных людей.

1-й ученик: Сейчас доброта у всех на устах. Часто произносим это слово всуе. Но быть добрым, оказывается, непросто. Слово «поступок» уже само по себе, без прилагательного, несет положительный смысл. Оно означает, что человек не болтун. Доброта — это дело, требующее усилий, физических, а прежде всего нравственных. Доброта — это не одолжение, а любовь; игры и фальши здесь не скроешь.

Учитель: Сейчас я хочу чтобы вы послушали цитату из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

2-й ученик: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.»

3-й ученик: Все верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные. Их нужно воспитывать. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Hет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою.

2-й ученик: Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной.

4-й ученик: Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

3-й ученик: Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится — другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Учитель: Теперь давайте скажем несколько слов о доброте и вере.

5-й ученик: В Христианском мире есть три постулата, которые выражаются в трех словах Вера, Надежда, Любовь. Все вместе они составляют венок добра который не может быть ни без Веры, ни без Добра, ни без Любви. С материнской любовью мы рождаемся. С надеждой мы живем. А с верой мы не расстаемся никогда, без веры человек мертв. И очень хорошо, что теперь нет таких строгих рамок в вероисповедании как раньше, что перестали так категорично запрещать верить.

Учитель: Вот мы с вами подошли к следующей странице нашей темы. «Добро как профессиональное качество». Ребята вы выбрали такую профессию, которая подразумевает доброе отношение к людям и часто, именно по нему, а не по знаниям больные судят о нашем соответствии выбранной профессии.

ГОСТЬ. (медицинский работник с большим стажем)

6-й ученик: Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, — он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Учитель: А теперь давайте проведем анализ второй анкеты:

7-й ученик:

В больнице мы, как в детстве остро
Вдруг прозреваем в трудный час.
Они не медицины сестры,
А сестры каждого из нас

Дано вместить им в хрупком сердце
И сохранить на веки в нем,
И жертвенность и милосердность
Под огнем.

За нас сражаются упрямо,
Вход перед смертью заслоня
Мы в забытьи взываем – МАМА
А приходя в себя СЕСТРА.

8-й ученик: Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Учитель: Ребята есть ещё такое понятие, как «Добрые и добренькие» Как вы понимаете значения этих слов? Добренькие кто они?

Это люди старающиеся выглядеть добрыми, они слащаво говорят, заискивающе улыбаются, а отойдя на пару шагов, в лучшем случае забудут о вас, а в другом не скажут о вас ни чего хорошего.

9-й ученик: Дети остались без родителей. Их ожидало сиротство. Но все решило благородство супругов Василевых, их способность понять душу ребенка. Как выразился писатель Альберт Лиханов, «нормальный человеческий поступок: тетя и дядя не дали судьбе в обиду собственных племянников».

Так возникла многодетная интернациональная советско-болгарская семья, где чувствуют себя хорошо и дети, и взрослые.

По-разному относятся люди к поступку Василевых. Одни сочувствуют — экое ярмо взвалили на себя. Другие лукаво посматривают вслед, усматривая в решении оформить опеку какой-то тайный умысел. Этих Галина Ивановна попросту жалеет: не дано им счастья ощутить радость благородного поступка.

Не любит Галина Ивановна показных доброхотов, вроде ее соседки. А вышло так: как-то отчитала Олю мать за неряшливость. Та в слезы, а соседка, не разобравшись, приголубила сироту, на ночь приютила, а Василевых не предупредила. Сколько было в доме переполоха, волнений, чуть «скорую» к Галине Ивановне не пришлось вызывать.

Хозяйка дома и не скрывает, что, может, бывает когда-то не права, осваивать многотрудную науку многодетной матери непросто.

Учитель: Ребята как вы считаете, права ли была соседка? Кто в данной ситуации оказался добрым, а кто добреньким? (обсуждение)

10-й ученик: Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, Что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Учитель: Конечно, все вы знаете, что доброта проявляется не только в отношении людей друг к другу, но и в нашем отношении к окружающей природе, животным, своей Родине.

11-й ученик:

ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

– Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.—
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
(Н. Рубцов)

12-й ученик: Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже о человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек.

13-й ученик: Давайте посмотрим на цветы всегда трогательны и беззащитны. Вот что сказал об этом Р. Гамзатов. (Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик.)

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог.
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут.
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад—
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

12-й ученик.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
К. Жанэ

13-й ученик. Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой — вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.

12-й ученик:

Я предал пса,
Что был ко мне привязан,
Как добрый человек
И друг большой.
Я подарил его,
Как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
-Я тоже был с разлукою знаком.
-И вот он у меня под боком дышит
И руку лижет вязким языком.
Ну что тут скажешь? — Рабская натура!
Давно ли от обиды голосил?
Ну хоть бы раз в отместку или сдуру
Меня по-зверски яро укусил!
В. Ащеулов

14-й ученик: Вот задумайтесь, собака хоть как-то может выразить свое не согласие. Повыть, укусить а как же защититься ребенку, которого бросила мать? До чего же дошло наше общество, если так поступает со своими детенышами, ведь даже животные защищают свое потомство. Каждый из вас видел, как прячут своих малышей кошки и собаки. Как защищают своих птенцов птицы

15-й ученик:

МАТЕРИНСКАЯ ЗАБОТА

А.С. Барков

Солнце клонилось к закату. Лучи его золотили тайгу. Был тот час, когда дневные птицы уже кончают петь, а вечерние еще дремлют.

Пограничники шли по берегу горной реки.

Динь-дон... с уступа на дорогу скатился камень.

Замерли.

Мгновение стояли пораженные. Впереди, метрах в двадцати, на бревнах сидела таежная кошка — рысь. Рядом с ней забавлялись двое рысят.

Рысь почуяла людей, фыркнула и выгнула спину дугой. Тут же на хищницу были направлены черные дула автоматов.

А рысь быстро схватила зубами котенка и вплавь перебралась через реку. Второй остался на берегу.

Пограничники спрятались и решили подождать,

— Ни за что не вернется,— сказал один из них.— Ведь таежная кошка — осторожный и умный зверь.

— Вот увидишь, вернется,— возразил старшина.— Не может она дите бросить...

Вскоре на реке послышалось чуть заметное бульканье. Показалась кошачья морда. Плыла рысь. Глаза прищурены. Уши торчат шилом, на кончиках кисточки.

— Кто прав оказался? — сказал старшина.— Мать заботливая. Ведь она и нас, и наши автоматы видела, а все равно вернулась.

— Да,— кивнул я.— Мать — она всегда мать. Дите в беде не оставит.

16-й ученик:

ДО КОНЦА

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
(Н. Рубцов)

17-й ученик: Мы с вами говорим столько правильных, добрых слов, а на деле вокруг так мало доброты и добрых поступков. Живет так много обездоленных детей. Давайте мы поможем им не на словах.

Учитель: И остался у нас еще один сложный вопрос «Добро должно быть с кулаками …?» Но я предлагаю вам организовать дискуссию на одном из следующих кл. часов

А завершить встречу я хотела бы такими словами…

18-й ученик: Каждый человек вступает в мир безвестно. Важно, какою станет его известность потом. Стать известным можно в любом, самом скромном деле. Важно, чтобы то, чем ты занимаешься, делалось для людей.

ПЕСНЯ: «Дорогою добра» М. Минков – Ю.Энтин (супер-сборник: Ещё 77 лучших песен для детей, часть-3)

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, 2- раза
Иди мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь когда судьба себя ведет не как сестра
Но если с другом худо не уповай на чудо 2- раза
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай что эта жизнь не детская игра,
Ты прочь гони соблазны, усвой закон не гласный 2- раза
Иди мой друг всегда иди дорогою добра