Урок русского языка в 3-м классе по теме "Изменение глаголов по числам" с использованием сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Разделы: Начальная школа


Время реализации занятия: 45 минут.

Задачи занятия: Урок решает следующие задачи:

а) Повышение уровня теоретических знаний у детей.
б) Совершенствование практических умений и навыков детей.
в) Создание атмосферы интеллектуальной радости, дать почувствовать детям радость знаний.
г) Всем детям предоставить возможность участвовать в организации игры, проявить самостоятельность, сопереживать друг другу.

Тема: изменение глаголов по числам.

Цели:

1) Ознакомление учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе.
2) Формирование умения рассказывать о частях речи.
3) Развитие устной и письменной речи учащихся.
4) Развитие умения приводить свои примеры, доказывать.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку с помощью сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

План занятия

Этапы урока

Время реализации

1 Организационный момент 2 мин.
2 Сообщение темы урока. 1 мин.
3 Словарная работа. 5 мин.
4 Новый материал. 14 мин.
5 Минутка красивого письма. 3 мин.
6 Повторение пройденного.
Работа команд «Царевны»,
«Царевичи».
5 мин.
7 Физкультминутка. 2 мин.
8 Самостоятельная работа. 10 мин.
9 Итог урока. 2 мин.
10 Домашнее задание. 1 мин.

Ход занятия

Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

2. Сообщение темы урока

Наш урок будет необычным, потому что будет сказочным. Вместе с героями сказки А.С.Пушкина мы повторим части речи, члены предложения и орфограммы слабых позиций, которые мы уже знаем. На уроке присутствуют две команды: «Царевичи» и «Царевны». Задача каждой команды - помочь сказочным героям. На пути будут встречаться разные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, внимательными и сообразительными. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте море, волны плещут, ветер по морю гуляет… В этом вам поможет музыка, фрагмент из оперы Римского – Корсакова Н.А. «Сказка о царе Салтане» «Полёт шмеля» (включаю музыку). Открывайте глаза – помогайте.

…И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Учитель. Так, с героями какой сказки мы отправляемся в путешествие? Угадали? («Сказка о царе Салтане»)

Учитель. А кто автор сказки? (Пушкин.) (Показ портрета.)

Учитель. Итак, друзья, садитесь поудобнее. Отправляемся в путь!

Учитель. А на чём?

Дети. На кораблике.

- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может.

- Его можно завести, но для этого нужно преодолеть первое препятствие.

- Итак, в путь! Желаю вам успехов!

- Запишем дату путешествия. Место путешествия.

Классная работа.

- Кораблик мы заведём, если отгадаем кроссворд. Отгадав его, вы ещё узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.

1) Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…

2) Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят…

3) Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына…

4) Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге-
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
(Тридцать три богатыря)…

5) Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк;
Восвояси на (восток)…

6) Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…

Учитель. Ну что ж, молодцы! Прочитаем тему нашего урока. Это… (глагол).

Учитель. Что такое «Глагол»? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке вы узнаете, как изменяются глаголы.

- А теперь отправимся в наше сказочное путешествие (вручаю жетоны за правильный ответ).

3. Новый материал. Первое препятствие. Спасти мать с младенцем.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…

- На пути- бочка, в которой находятся мать с младенцем. Волна просит вас, ребята, выполнить её желание. Тогда она вынесет бочку на сушу. (Запись отрывка под диктовку.)

Ветер по морю гуляет (комментируют «Царевичи»).

Дети. Ветер (безударная гласная - е – в корне слова непроверяемая ударением). По морю (по - это предлог).

Учитель. Докажи.

Дети. По какому морю? (По Чёрному)

Дети. Гуляет. Безударная гласная в окончании.

Дети. Какую гласную мы должны написать? Мы не знаем, как проверить слабую позицию в окончании глагола.

Учитель. Окончание (-ет).

И кораблик подгоняет…(комментируют «Царевны).

Дети. Кораблик (безударная гласная – о – в корне слова, не проверяемая ударением).

Учитель. В какой части слова есть ещё безударная гласная? (В суффиксе)

Дети. Какую гласную мы должны написать? Мы не знаем, как проверить слабую позицию в суффиксе.

Учитель. Суффикс (-ик).

Дети. Подгоняет (приставка под-) проверочное слово (подпись).

Дети. Безударная гласная (о) в корне слова проверяемая ударением. Проверочное слово гонит.

Учитель. В какой части слова есть ещё безударная гласная? (В окончании)

Дети. Какую гласную мы должны написать? Мы не знаем, как проверить слабую позицию в окончании глагола.

Учитель. Гласную (е).

Учитель. С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет)

Учитель. Какой частью речи являются эти слова? (Глаголами.)

Учитель. Что обозначают? (Действия предметов)

Учитель. На какие вопросы отвечают? (Что делает?)

Учитель. Каким членом предложения является глагол?

Дети. Главным членом предложения. Сказуемым.

Учитель. Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Дети. Что это? (Ветер.) Это подлежащее. Ветер что делает? (Гуляет). Это сказуемое.

Комментируют «Царевичи».

Дети. Что это? (Кораблик.) Это подлежащее. Кораблик что делает? (Подгоняет) Это сказуемое.

Комментируют «Царевны».

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.

Учитель. Скажите, что обозначает слово волна? (Неживой предмет.)

Учитель. Что это за часть речи? (Имя существительное.)

Учитель. Что называем именем существительным? (Имя существительное- это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы Кто? Что?)

Учитель. Какого числа существительное волна? (Единственного числа.)

Учитель. Назовите действия этого предмета. (Послушалась, вынесла, отхлынула.)

Учитель. Как вы считаете, в каком числе стоят эти глаголы? (В единственном числе.)

Учитель. Почему? (Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.)

Учитель. Назовите форму существительного волна во множественном числе. (Волны.)

Учитель. Как будут звучать глаголы? (Послушались, вынесли, отхлынули.)

Учитель. В каком числе стоят глаголы? (Во множественном.)

Учитель. Почему? (Глагол обозначает действие двух или более предметов.)

Учитель. Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут быть в единственном и во множественном числе.)

Учитель. Как изменяются глаголы? (По числам.)

Работа по учебнику страница 204.

- Команда «Царевичи» читают вопросы, на которые отвечают глаголы ед. числа.

- Команда «Царевны»- читают вопросы, на которые отвечают глаголы мн. числа.

4. Второе препятствие «Спасём лебедь от коршуна»

Ветер весело шумит
Судно весело бежит.

Учитель. Мы можем спасти лебедь, если вы угадаете, что мы видим в узорах?

Дети. В узорах мы видим окончания прилагательных (женского рода, среднего рода, окончания прилагательных множественного числа и окончания мужского рода).

Учитель. Постарайтесь красиво построить узоры в тетрадях.

5. Третье препятствие «Поможем белочке орешки грызть»

Ветер весело шумит
Судно весело бежит.

Учитель. Перед нами хрустальный дом.

Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые

Учитель. На каждом есть задание, которое вы должны выполнить.

А) Работа с перфокартами.

Вставь окончания прилагательных

Укажи род

Озеро (какое?) глубок…  
Вода (какая?) вкусн…  
День (какой?) солнечн…  
Солнце (какое?) зимн…  
Одеяло (какое?) тёпл…  
Слова (какие?) добр…  
Овощи (какие?) свеж…  

Б) «Царевичи»

Учитель. Когда пишется разделительный мягкий и разделительный твердый знаки?

(Дети сигналят карточками.)

Платье, ружьё, объявил, подъём, бельё, разъезд, съёжился, льёт.

В) «Царевны»

Учитель. Назовите три работы мягкого знака.

Дети.

1) показатель мягкости (лось, коньки).
2) обозначение звука [й,] (шьёт)
3) указывает на женский род (сигналят карточками)

Учитель:

 Товарищ, ночь, луч, тишь, ключ, рожь, помощь, малыш.

6. Физкультминутка

Учитель. Перед нами дядька Черномор. Он просит вас поиграть с ним в игру «Море волнуется». Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура замри.

7. Встреча царя Салтана с женой

Учитель.

Ветер весело шумит
Судно весело бежит.

Перед нами царство князя Гвидона. Он давно мечтал о том, чтобы царь Салтан посетил его с матерью. Эта встреча произойдёт, если вы выполните последнее задание.

В тексте вставьте пропущенные буквы. Выделенное предложение разбери по членам предложения. Работа в группах (взаимопроверка).

Помни: чтобы узнать, какую букву нужно писать, необходимо выяснить, в какой части слова она находится.

Каким бывает снег

Ро(п/б)кий, тихий лёг на чёрн…ю землю первый сн(и/е)жок. В январе сне(к/г) т(я/е/и)жёл…м и холодн…м одеял…м накрывает п(о/а)ля. Чуть ш(а/о)гнул с тр(о/а)пинки- ут(о/а)нул в сыпуч…м снежн…м болоте.

 К(о/а)лючий февральск…й сне(к/г) сыплет с низк…и мглист…неба .Лютует сне(г/к), б(ъ/ь)ёт путника по ватн…й сп(и/е)не, бр(о/а)сает его, словно бумажного

Молодцы! Теперь можем прочитать письмо, которое вам прислал царь Салтан.

Ребята!

Спасибо за активную работу, внимание и доброе отношение. Вы помогли мне встретиться с женой и сыном. Желаю вам дружить с родным языком. Учиться красиво и грамотно писать – ведь впереди у вас ещё столько открытий! Вы обязательно научитесь проверять разные орфограммы. Если не лениться, можно всему, всему научиться! Спасибо за урок, ребята! Царь Салтан.

8. Итог урока

- Дружите ли вы с родным языком?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания оказались трудными?

Высказывания учеников: «Занятие прошло интересно и разнообразно, мне постоянно приходилось соображать», «Занятие понравилось, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать».

Читаю стихотворение.

Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании,
Тому весь век невеждой быть-
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,-
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.

9. Домашнее задание

Домашнее задание написано на орешках, которые ребята берут у белочки. Подведение итогов.