Урок труда во 2-м классе "Витьё поморского пояса. Украшение его кистями"

Разделы: Начальная школа


Тема: Витьё поморского пояса. Украшение его кистями.

Оборудование урока: вязальные нитки, ножницы.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить детей с элементами национальной одежды коренных жителей Кольского полуострова – поморов, научить ребят вить поясок в 2 пряди и украшать его кистями;

2. Развивающие: развивать внимание детей, мелкую моторику рук, глазомер;

3. Воспитательные: воспитывать в детях самостоятельность, аккуратность, эстетические чувства, интерес к предмету, чувство товарищества.

Оформление доски:

  • Пословица: Каждое дело любовью освещается.
  • Правила работы с ножницами.
  • План (картинный).

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Методические указания,
ответы детей

1. Организация класса

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Сядьте, дети.

Хором.

2. Сообщение темы и цели урока

Ребята, к нам на урок гостья пришла. Кто это?

Зовут её Поморочка. Она будет помогать нам на уроке.

Кукла в национальном наряде.

3. Беседа

Во что она одета? Для чего нужен пояс?

Пояс всегда был обязательной принадлежностью мужского и женского русского костюма. Ходить без пояса в старину считалось неприличным. Снять с человека пояс означало унизить, оскорбить его.

Считалось, что пояс, так же, как и крест, в костюме человека защищал его от нечистой силы.

 

Пояса были самые разнообразные: тканные, витые, плетёные.

Плетением поясов занимались т жители Кольского полуострова – поморы.

Почему их так называли?

Поморы - это люди, которые жили по берегам Белого моря. В поморских сёлах с 5-летнего возраста детей начинали обучать ремеслу: прясть, ткать, плести, вышивать.

Демонстрация образцов.

Карта.

Слово на доске.

Я научу вас вить поморский пояс и украшать его кисточками. Для кого будет ваш пояс?

Для кукол, которых делали на прошлом уроке и подарим их мамам на День матери.

4. Анализ образца

- Из скольких частей состоит пояс?

Из 3-х: пояс, кисточка, кисточка.

- Что вы уже учились делать?

Кисточки.

- Какие потребуются материалы? Инструменты?

Вязальные нити, ножницы.

- А вот такое приспособление нужно для изготовления кисточек (шаблон).

Вспомним правила работы с ножницами.

Прямоугольная картонка. (Показываю всё.)

Картинка.

5. План работы

Чтобы работа спорилась, Поморочка составила вам план работы.

Попытаемся прочитать его.

Что должны сделать сначала?

 

СВЯЗЫВАНИЕ

ВИТЬЁ

УКРАШЕНИЕ

Вот такая предметная карта у нас получилась.

ФМ Подготовим наши пальчики к работе. (Пальчиковая гимнастика.)

Слова на доске.

6. Выполнение работы

Итак, 1-ый пункт нашего плана…

- Возьмите две нити. Свяжите их в узел.

Обычно для поясов брали нити красного цвета - цвета солнца, жизни и синего - цвета неба, воды (поморы жили на берегу моря).

 Положите нити.

Выполняю вместе с детьми.

Переходим ко второму пункту нашего плана.

- Одному трудно справиться с этой работой, поэтому работаем в парах.

- Договоритесь, чей пояс будете вить первым.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

Очень важный момент.

- Каждый берёт одну нить в одну руку.

- Один ученик держит нить, другой скручивает вторую нить по часовой стрелке (в старину говорили: по движению Солнца).

- При скручивании нельзя отпускать нить, иначе она свернётся и запутается.

- Скручивать надо до тех пор, пока нить не начнёт завиваться, чтобы проверить это, надо слегка ослабить натяжение.

- Затем берём за узел, соединяем нити, разглаживаем их, завязываем второй узел.

Встаньте те, чей пояс будете скручивать.

Ваша задача - скручивать нить, а затем, взяв за узел, соединить и расправить нити.

Встаньте помощники.

Ваша задача – крепко держать нить и помогать своему соседу.

Приглашаю одного ребёнка.

Показ.

Приступаем к работе.

Покажите свои пояса.

- А теперь поменяйтесь ролями. Возьмите заготовку для второго пояса. Скрутите второй поясок.

Покажите свои пояса.

Напоминаю пословицы: кто мало говорит, тот больше делает.

Какой техникой пользовались при изготовлении пояса?

Витьё.

Что теперь необходимо сделать?

Изготовление кисточки самая сложная работа, её качество зависит от вашего внимания.

Вспомните, как сделать кисточку.

Что сделано наспех, то сделано насмех.

- Заготовим нитки для кисточки, для этого берём длинную нить, наматываем её на шаблон 5 витков.

- 2 нити рабочие (ими завязываем кисточку), 3 – для кисточки.

- Далее работаем в парах.

- Возьмите поясок…

- Один ребёнок держит пальчиками выше узелка, другой – завязывает на два узелка.

- Опустите нитки сверху вниз – оформите головку, обмотайте нитками узелок, завяжите два раза.

- Вот вы и свили пояса, украсили их кисточками, осталось повязать их куклам.

Считаем вместе.

7. Итог

- В старину девушки, женщины собирались вместе и пряли, вязали, плели, а чтобы было веселее, пели песни.

Показ кукол по рядам.

- Замечательные получились куклы, ваши мамы будут рады такому подарку.

- Урок окончен.

Звучит песня.

5.06.2009